Scientific journal
Scientific Review. Psychological sciences

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Rymkhanova A.R. 1
1 Karaganda State University named after E.A. Buketova
The article is devoted to an analytical review of the scientific literature on the problem of professional training of teachers for the inclusive education system, which is an urgent topic in the modern educational space. A review of the interpretations of regarding the training and readiness of personnel, including the psychological and pedagogical (professional) aspects of preparedness, as well as modern concepts that have emerged with the introduction of inclusion: inclusive readiness, inclusive competency, etc. is carried out. At the same time, the concept of “psychological and pedagogical readiness of students of pedagogical specialties for professional activity in the conditions of inclusive education ”as the final result preparation process, i.e., the formation of a value attitude, interests and motives for professional activities in an inclusive education; theoretical and methodological knowledge in the field of inclusive education in working with children with PLO; professional skills for the implementation of inclusive education and the development of adequate self-esteem and self-criticism. Accordingly, the structural components of the psychological and pedagogical readiness of students of pedagogical specialties for professional activity in the conditions of inclusive education are determined: motivational (personal), cognitive (theoretical), technological (practical) and reflective (evaluative), which are determined by: the formation of a positive attitude to innovations and professional activities , including the conditions of inclusive education; the formation of a theoretical knowledge base about the pedagogical process in the context of inclusive education; the presence of skills in the application of scientific, theoretical, psychological, pedagogical and didactic-methodical knowledge in the practice of inclusive education; the ability to feedback and the desire to achieve a professional goal.
psychological and pedagogical foundations of teacher training
inclusive preparedness
inclusive competence6 inclusive education
teacher training

Введение

Вопрос профессиональной подготовки кадров является весьма важным для каждой страны, т.к. это относится к развитию человеческого ресурса, поэтому для Республики Казахстан это – одна из приоритетных задач государства.

Подготовка кадров – это обучение, направленное на формирование необходимых компетенции по той или иной профессии (специальности). В образовательной системе, как и в других сферах, процесс профессиональной подготовки кадров зависит от ведущих мировых или национальных тенденции. На сегодняшний день, в системе образования отмечаются разные тенденций, от гуманизации до демократизации и интеграции образования.

Система подготовки педагогических кадров имеет свое содержание и структуру. Содержание профессионального образования может преобразоваться с появлением вышеуказанных новых тенденций, например, с внедрением инклюзивной формы образования детей с ООП, включающей их в общеобразовательный процесс.

Процесс подготовки будущего педагога к работе в инклюзивной системе образования в условиях вуза должен представлять собой совокупность направлений формирования психологической, теоретической и практической подготовки, которые в конечном счете отражаются в ценностном отношении к субъектам образовательной системы, установке на гибкость и саморазвитие; наличии фундаментальных профессионально значимых знаний; умений планировать и реализовывать педагогический процесс в соответствии с условиями образовательной системы.

Цель исследования

Целью исследования является теоретический анализ психолого-педагогических основ подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Материал и методы исследования

Профессиональная подготовка педагогических кадров осуществляется на психологической и педагогической основе как важных составляющих процесса.

Психологическая направленность профессиональной подготовки будущих педагогов включает формирование личностных и профессиональных взглядов на ценностную ориентацию и формирование гуманистических качеств по отношению к образовательному процессу в целом. В нашем случае – это формирование толерантности, эмпатии в отношении к детям с ООП; формирование готовности к принятию философии инклюзивного образования и самого ребенка в качестве человеческой ценности.

Педагогическая направленность подготовки подразумевает теоретическую и практическую подготовленность, поэтому в педагогической теории это принято называть профессиональная направленность подготовки, т.е. формирование профессиональной готовности педагогов. Профессиональная подготовка – это формирование знаний, умений и навыков, профессиональной компетентности необходимых для педагогической деятельности. Результатом процесса подготовки является профессиональная готовность, т.е. наличие у специалистов необходимого уровня знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям современной образовательной системы. Следовательно, при подготовке студентов педагогических специальностей к работе в условиях инклюзивного образования необходимо формировать знания об индивидуальных особенностях психофизического развития ребенка ООП, особенностях организации диагностической, учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзии; умения использования методов и приемов работы с детьми, имеющими ООП; навыки работы в команде специалистов по реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП, класса, родителей и педагогического коллектива.

Процесс подготовки студентов, направленный на формирование профессиональной личности, заканчивается выпуском специалиста, предназначенного для работы в сфере образования. В данном случае, на выходе сфера образования получает педагога, подготовленного к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя труды психологов и педагогов посвященных вопросу изучения подготовки, профессиональной подготовки, подготовки кадров для сферы инклюзивного образования в условиях вуза и в системе повышения квалификации педагогов выяснено, что «подготовка – это процесс», а «готовность – это результат данного процесса».

Понятие «готовность» широко исследовано в психологической и педагогической литературе, соответственно имеет значительный ряд трактовок авторов (Р. Уразбаева, В.С. Ильина, Л.В. Нефедова, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспировой, В.П. Беспалько и др.), рассматривающих понятие «готовность» как направленность всей личности, качеств личности для предстоящей деятельности, едины во мнении, что это понятие несет в себе большую сущностную и функциональную нагрузку в плане подготовки специалистов.

Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное образование операциональных и личностных компонентов.

Психологическая готовность формируется при условии наличия мотивационного компонента, который является своего рода «стержневым, направляющим образованием», т.к. «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не имея никакой мотивации к осуществляемой деятельности невозможно реализовать усвоенные знания и умения. Даже высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков не могут дать желаемый результат деятельности, если нет элементарной мотивации и интереса» [1].

Психологическую готовность ученые определяют как систему психических образований, состоящей из представлений и понятий, побуждений и других качеств личности, которые могут обеспечивать мотивационно-смысловую готовность человека к осуществлению профессиональной деятельности (В.В. Согалаев, О.М. Краснорядцева, Л.А. Одинцова, С.В. Завицкая, Н.В. Кузьмина).

Что касается понятия «педагогическая готовность», то в научной литературе не обнаружена конкретная трактовка, которая установлена как термин. В теории педагогики понятие «педагогическая готовность» чаще рассматривается как «профессиональная педагогическая готовность», поэтому целесообразно опираться на данное понятие.

Подготовка к профессиональной деятельности, это – развитие у будущего профессионала готовности к предстоящей работе в рамках своей профессии. Закономерным является динамический характер данного процесса, завершающим этапом которого считается формирование такого профессионального качества, как «готовность», значит «профессиональная готовность» квалифицируется сформированностью компетенции, психологической предрасположенности и профессиональных позиций. Так, например М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [2] определяют готовность как качество, устойчивую    характеристику    личности;    В.А. Сластенин и др. [3], К.К. Платонов [4], А.К. Маркова [5], Н.Д. Хмель как систему индивидуальных свойств, качеств, знаний, навыков будущего специалиста [6].

Теперь, рассматривая это в контексте инклюзивного образования, можно привести анализ авторских трактовок данного понятия, т.к. именно они представляют интерес для исследуемого нами феномена.

Белорусский ученый В.В. Хитрюк на основании теоретико-методологического анализа вводит в педагогическую лексику понятие «инклюзивная готовность» и выделяет его как новый психолого-педагогический феномен. По ее мнению, инклюзивная готовность формируется посредством академических, профессиональных и личностных качеств. Определяя компоненты инклюзивной готовности, она помимо традиционных включает конативный компонент, подразумевающий наличие побудителей непосредственного выражения установки в профессиональном поведении, например, как мотивы, намерения, ценности, планы, замыслы, т.е. готовность к проявлению компетентности [7].

Мнения российских исследователей, как Ю.В. Шумиловская [8], Е.Г. Самарцева [9], С.И. Сабельникова [10], И.В. Возняк [11], С.А. Черкасова [12], М.Ю. Михайлина [13], C.В. Алёхина, М.А. Алексеева и Е.Л. Агафонова [14], Д.В. Воробьева [15], А.Г. Хентонен [16] и казахстанских авторов, как И.А. Оралканова [17], С.С. Жакипбекова [18] не расходятся с вышеприведенным, которые придерживаются аналогичной позиции.

У данных авторов наблюдается единое понятие содержания компонентов готовности и компетентности к инклюзивному образованию – это понимание и принятие педагогами философии инклюзивного образования, восприятие и осознание инклюзивного образования как объекта положительной установки, личностная заинтересованность в развитии процесса инклюзии; знание психологических закономерностей развития и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся субъектами инклюзивной образовательной среды; эмоциональное их восприятие; умение организовать совместное обучение и воспитание детей различных категорий психофизического развития; применение оптимальных методы коррекционно-педагогического воздействия; способность к взаимодействию между всеми субъектами образовательного процесса; рефлексия осуществляемой педагогической деятельности, проявляющейся в способности анализа собственной учебной и профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Следующим, из рассматриваемых понятии, является «профессиональная компетентность». Необходимость уделения внимания данному понятию вызвано, тем, что имеются работы, рассматривающие «компетентность» в контексте инклюзивного образования.

В словаре «компетенция» (от competere — соответствовать, подходить) объясняется, как «личностная способность специалиста решать определённые профессиональные задачи» [19].

По   Л.В. Заниной, Н.П. Меньшиковой [20],   А.К.   Марковой [21], профессиональная компетентность педагога – это феномен, состоящий из совокупности множества факторов и включающий в себя систему теоретических и практических знаний педагога, ценностные ориентации, показатели его культуры, отношение к своей педагогической деятельности.

В теории инклюзивного образования, предложенной И.Н. Хафизуллиной и Н.Ю. Корнеевой, введено новое понятие – «инклюзивная компетентность». Инклюзивную компетентность будущих учителей авторы относят к уровню специальных профессиональных компетентностей, которые зависят от специфики общеобразовательного и специального учреждения, где осуществляется педагогическая деятельность, направленная на объект, т.е. на детей различных категорий психофизического развития [22, 23].

О.С. Кузьмина [24], А.С. Сиротюк [25], О.А. Денисова, В.Н. Поникарова, О.Л. Леханова [26], Э.А. Гафари [27], З.А. Мовкебаева [28] со своих позиции профессиональную компетентность в сфере инклюзивного образования рассматривают как результат постоянного совершенствония уровня компетентности, где постепенно формируются мотивации и стремление к саморазвитию; сформированность фасилитативных и коммуникативных умений; способность выстраивания толерантной, вариативной и индивидуализированной среды обучения для детей с ОВЗ; а главное - признание политики и философии инклюзивного образования, которое является ведущим условием для достижения успехов всех видов деятельности при реализации инклюзивного образования.

Анализ научной литературы по проблеме профессиональной подготовки педагогических кадров к работе с детьми с ООП в условиях инклюзивного образования, проведенный Европейским агентством по развитию образования лиц с особыми образовательными потребностями, отмечены разные подходы к формированию профессиональных качеств, компетенций в системе высшего и дополнительного образования.

H. Ferreira и R. Graça, Gay, Kirkland, Winch-Dummett, C. Forlin, Cruickshank, R. M. Chevalier, K. Stoddard, L. Dukes, B. Braun, M. Koorland, M. Hewitt, D. Barrett и K. Green, D. Rodrigues, Larrivee, C.M. Cardona выделяют формирование следующих компетенции у будущих педагогов для работы в инклюзивной системе образования с детьми, имеющими различные психофизические особенности в развитии: эмоциональная готовность; владение педагогическими технологиями; саморефлексия и рефлексивность; самокритика; самоанализ; понимание и приятие своей роли; инновационные навыки; профессиональное поведение; развитие исследовательского подхода; осведомленность о проблемах инвалидности; навыки сочувствия; вера в профессиональные успехи [29].

E. Ignatovitch и А. Smantser [30], B. Hemmings и S. Woodcock [31] указывают на принятие студентами философии включения всех в образовательный процесс и принятие идеологии инклюзивного образования.

Итак, на основании анализа и уточнения ряда понятий относительно готовности и компетентности удалось получить общее представление о готовности и компетентности к педагогической деятельности в целом и к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования в частности. Исследователи, изучая и характеризуя процесс профессиональной подготовки педагогов к новой форме педагогической деятельности, экспонируют это как процесса, так и продукта, т.е. педагога, готового по всем параметрам к работе в условиях инклюзивного образования.

Большинство авторов рассматривают готовность педагогов к инклюзивному образованию через компоненты психологического и профессионального характера, что позволило нам выделять психолого-педагогическую готовность как результат подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Анализ вышеизложенных исследований и трактовок позволяет сформулировать искомое определение понятия следующим образом: «психолого-педагогическая готовность студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования – это сформированность позитивного отношения к новому формату образования – инклюзии, наличие сформированных научно-теоретических, психолого-педагогических и дидактико-методических знаний и умений их применения в практике инклюзивного образования» [32] и определить его структуру.

Согласно теории психологической и педагогической науки в структуре психолого - педагогической готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, можно выделить мотивационный (личностный), когнитивный (теоретический), технологический (практический) и рефлексивный (оценочный) компоненты, которые могут сформировать психолого-педагогическую готовность педагога новой формации, готового к гибкости в быстро меняющихся инновационных условиях образовательного пространства.

В данном случае мотивационный (личностный) компонент, как показатель психологической готовности отражает наличие у будущего педагога любви к детям, в том числе с ООП, наличие склонностей и желания работать с ними, проявляя терпимость к особенностям детей с ООП, оптимизм и эмпатию. Это - принятие философии инклюзивного образования, признание ее актуальности на сознательном уровне и быть готовым к сотрудничеству и нетворкингу с педагогическим коллективом в рамках психолого-педагогического    сопровождения   ребенка  с ООП,   проявляя взаимоуважение.

Когнитивный (теоретический) компонент характеризуется наличием у педагога теоретических знаний из взаимосвязанных модулей образовательной программы: общеобразовательные, базовые и профилирующие дисциплины. Как показывает практика, теоретическая осведомленность будущих педагогов об основах инклюзивного образования является решающим фактором при определении его профессиональной точки зрения и личностной позиции.

Технологический (практический) компонент выражает умения и навыки применения научно-теоретических, психолого-педагогических и дидактико-методических знаний непосредственно в практической деятельности. Результатом сформированности технологического компонента в нашем случае являются умения преобразовать теоретическую базу знаний к особенностям развития, способностям и возможностям отдельного ребенка, относящегося к той или иной группе детей с ООП в условиях инклюзивного образования; умения разрабатывать индивидуальный учебный план и адаптированный учебный материал, проводить мероприятия по социализации детей с ООП; владение навыками создания коррекционно-развивающей здоровьесберегающей среды; умения оказывать тьюторское сопровождение ребенку с ООП и иметь навыки модератора, эксперта, коуча и фасилитатора, что мы планируем развивать посредством инновационных методов обучения.

И последний выделенный компонент – рефлексивный (оценочный), характеризующийся наличием «обратной связи». Рефлексивные умения предполагают анализ содержания своей деятельности в целом, в том числе правильности собственного выбора и постановки целей, содержания и форм обучения; эффективности используемых методов и приемов; соответствия их возрастным или индивидуальным особенностям учащихся, содержанию материала; анализ причин успехов, ошибок и затруднений. В результате надлежащей подготовки общество получает педагогов со способностями к обратной связи, проявляющейся в наличии навыков самоанализа и саморазвития; постоянного стремления к профессиональному росту.

Выводы

Основываясь на анализе научно-теоретических позиций ученых относительно профессиональной подготовки педагогов, можно подойти к следующим выводам:

  • подготовка студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования – это формирование ценностного отношения, интересов и мотивов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования; теоретических и методических знаний в области инклюзивного образования в работе с детьми, имеющими ООП; профессиональных умений и навыков для реализации инклюзивного образования и развитие адекватной самооценки и самокритики [32];
  • структурные компоненты психолого-педагогической готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования характеризуются: сформированностью позитивного отношения к нововведениям и профессиональной деятельности, в том числе к условиям инклюзивного образования; сформированностью теоретической базы знаний о педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования; наличием навыков применения научно-теоретических, психолого-педагогических и дидактико-методических знаний в практике инклюзивного образования; способностью      к   обратной    связи  и   стремлением   к   достижению профессиональной цели.