Scientific journal
Scientific Review. Psychological sciences

VALUE ORIENTATIONS OF TEENAGERS INVOLVED IN GIK-CULTURE

Biktagirova A.R. 1 Shurukhina G.A. 1 Shayakhmetova E.S. 2
1 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
2 Volga Region Academy of Sports and Tourism
The article reveals the genesis of the term "geek" from "crazy, ridiculous" to the modern "technologist". The central research idea is to study the relationship between involvement in geek culture in adolescents and the need to seek sensations, anxiety, as well as identifying differences in value orientations in groups of adolescents involved / not involved in geek culture. Research tools: scales of engagement in geek culture and geek identity (J. McCain, B. Gentile, W.C. Campbell); the scale of the search for sensations (M. Zuckerman); methodology for diagnosing the level of school anxiety Phillips; methodology for determining the value orientations of M. Rokich. The respondents were teenagers 13-14 years old. Passion for geek culture in adolescents neutralizes the severity of anxiety associated with the social environment and does not directly depend on their inclination to seek sensations. The value preferences of adolescents were statistically concretized: regardless of their involvement in geek culture, the most significant values are health and good breeding, a happy family life, the presence of good and faithful friends and love, accuracy, education and cheerfulness. The least significant values for adolescents of both groups are creativity, the beauty of nature and art, courage in defending their opinions and intransigence to shortcomings in themselves and others, which indicates a general tendency for adolescents to oust these values, regardless of their involvement in geek culture. There were found significant differences in value orientations; geeks value development, a happy family life and self-control.
geek
nerd
teenager
involvement in geek culture
the need to seek sensations
anxiety
value orientations

Введение. Для понимания термина «гик» в его современном значении, необходимо обратиться к рассмотрению эволюции развития данного понятия. По данным из Оксфордского словаря слово geek впервые встречается в конце ХIХ в., оно берет свою основу из немецкого языка и в переводе обозначает «сумасшедший, нелепый, дурашливый». У истоков своего происхождения слово «гик» использовалось для бродячих циркачей и эпатажных шутов, удивляющих публику поеданием живых мышей или прыжками сквозь пылающие огненные кольца. Этим броским клеймом награждали всех, кто, так ли иначе, сильно выходил за рамки общественных норм и устоев – как в своем внешнем виде, так и в поведении в целом [1, с. 77]. В более близком к современной терминологии значению два сопутствующих прозвища «гик» и «нёрд» (зануда или ботаник) обрели значимое место в сленге подростков 1950-х годов. Нёрды, или же ботаники, считались социально неуклюжими и чрезмерно интеллектуальными, в то время как гики были склонны к навязчивому интересу к маргинальным или неизвестным увлечениям, таким как настольные ролевые игры, комиксы и персональные компьютеры. Оба слова имели негативный оттенок и использовались с целью унизить собеседника, особенно если подросток являлся изгоем в коллективе сверстников – странным по мнению большинства чудаком, который имеет успехи лишь в сфере учебы и не стремится к коммуникации с другими людьми. Несмотря на это, вскоре значение «гик» утратило связь с учебной деятельностью и прочно утвердилось за любителями, подкованными в области компьютеров и технологий, а также имеющих непопулярные хобби, например, чтение и коллекционирование комиксов, настольные и компьютерные игры. Изначально специфика гиков состояла в том, чтобы соединять в себе любовь к технологиям и одновременно несколько подобных увлечений, а не углубляться во что-либо одно. Первые гик-конвенты и фестивали, вроде Comic Con и Dragon Con, только увеличивали эту особенность в среде гиков. Ввиду малочисленности гик-комьюнити на тот момент, организовывать отдельные мероприятия для различных видов хобби не представлялось выгодным с различных сторон, и в связи с этим конвенции и фестивали объединяли в себе сразу много разнообразных направлений и сфер. Тем самым пересечение интересов гиков лишь возрастало.

В последние годы продолжается рост статусности «гиков», во многом благодаря буму индустрии компьютерных игр и увеличению популярности экранизаций комиксов в киноиндустрии. Бывшие изначально не самыми популярными виды хобби приобретают всё большую узнаваемость и популярность, и в связи с этим феномен «гик» постепенно утрачивает свой оттенок отличительности и необычности. Ставший традиционным стереотип, что человек, приверженец гик-культуры, имеет низкий уровень социальных навыков, также перестает быть значимым.

Несмотря на возрастающую популярность явления гик-культуры в социуме, ей уделяется мало внимания со стороны социальных и психологических наук. Тем не менее, растущая тенденция людей участвовать в культуре с героической и магической тематикой может быть связана с важными тенденциями в нашей более широкой культуре, такими как нарциссизм, принадлежность связанные с технологиями и развлекательными медиа.

В 2013-м году словарь Коллинза определяет гика как человека, который обширно осведомлен в некой специализированной области и испытывает к ней энтузиазм [3]. Теперь понятие «гик» приобретает обилие значений и многофункциональность в семантике, также отражая обширность смыслов. Развитие термина не останавливается: в связи с выходом таких телесериалов, как «Компьютерщики» и «Теория большого взрыва» гик-культура начинает обосабливаться: возникают товары, печатные издания, интернет-ресурсы, магазины, специализированные для гиков, а понятие «гик» перестало означать набор неясных черт, а сформировалось как неформальное обращение к людям, обладающим обширными знаниями в плане различных технологий, которые касаются предметов его увлечений, иногда доходящих до фанатизма. В статье М.И. Михеева, М.В. Дигелевой и Е.Э. Луниной установлена следующая формулировка определения: «Гик – это неформальное обращение к человеку, который обладает обширной эрудицией в плане различных технологий и гаджетов, касающихся предмета его интереса, иногда граничащего с фанатизмом. Движимый искренним энтузиазмом, гик стремится приобрести коллекционные предметы, связанные с его увлечениями. Зачастую такой человек социально неприспособлен и предпочитает общаться только с теми, кто разделяет его специфичные интересы» [1].

Смысл понятия «гик» кардинально изменился за последние тридцать лет. От изначального термина, обозначающего человека, увлекающегося компьютерами к существенным переменам слова в 2000-х годах и окончательному его изменению в начале 2010-х [2, с.70]. Понятие гик окончательно теряет отрицательные коннотации – быть гиком входит в моду, также благодаря влиянию на мир финансов, медиа, массовой культуры таких «техногиков» как Билл Гейтс, Стив Джобс или Илон Маск.

В подростковом возрасте максимально увеличивается тенденция к идентификации себя с референтной группой и вхождению в субкультуру, и в гик-культуру в том числе.

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи между потребностью в поисках ощущений, тревожностью и степенью вовлеченности в гик-культуру у подростков, выявлении различий ценностных ориентаций в группах подростков, вовлеченных/не вовлеченных в гик-культуру.

Гипотезы исследования: 1) существуют взаимосвязи между потребностью в поисках ощущений, тревожностью и степенью вовлеченности в гик-культуру у подростков; 2) существуют различия между ценностными ориентациями подростков в зависимости от их вовлеченности в гик-культуру.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 380 подростков 13-14 лет, из них 203 юношей и 177 девушек, обучающиеся в 7-8 классах МБОУ г. Уфа Республики Башкортостан. Сбор опытных данных осуществлялся в режиме онлайн, методики были упакованы онлайн конструктором тестов https://onlinetestpad.com/ru. В качестве организационного метода исследования был определен метод поперечных срезов.

Исследовательский инструментарий: шкала вовлеченности в гик-культуру (Дж. Маккейн, Б. Джентайл, У.К. Кэмп-белл); шкала гик-идентичности (Дж. Маккейн, Б. Джентайл, У.К. Кэмпбелл); шкала поиска ощущений (М. Цукерман); методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.

Таким образом, весь комплекс исследования затрагивает степень вовлеченности подростков в гик-культуру и самооценку идентификации себя как гика, также уровень потребности в ощущениях различного рода, тревожности. Дает возможность провести анализ содержательно-структурных характеристик вовлеченности к гик-культуру и ценностных предпочтений подростков, включенных и не включенных в гик-культуру.

Результаты исследования и их обсуждение.

Шкалы вовлеченности в гик-культуру, гик-идентичности (Дж. Маккейн, Б. Джентайл, У.К. Кэмп-белл). 39,47% респондентов являются вовлеченными в гик-культуру, эти подростки выбрали большее количество значимых для них интересов, присущих гик-культуре, а также в большей степени идентифицировали себя как гика. 60,53% подростка – не вовлечены в гик-культуру.

Шкала поиска ощущений. 76,31% опрошенных подростков имеют средний уровень потребности в поисках ощущений, что свидетельствует об умении контролировать и умеренности в удовлетворении таких потребностей. Это означает, что одной стороны эти подростки открыты новому опыту, а с другой – они сдержанны и рассудительны в необходимых моментах жизни. Соотношение испытуемых, имеющих высокий уровень потребности в поисках ощущений, составляет 10,53% от общего количества. Данный результат говорит о том, что у этих подростков присутствует влечение, возможно, бесконтрольное, к новым острым впечатлениям, что может провоцировать испытуемых на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Доля респондентов с низким уровнем потребности в поисках ощущений составила 13,16%. Данные говорят о наличии у подростков осторожности и предусмотрительности в ущерб получению новых впечатлений, а также информации, от жизни. Испытуемые с таким показателем предпочитают стабильность и упорядоченность неожиданному и неизвестному в их жизни.

Методика диагностики уровня школьной тревожности.

У большинства обследованных подростков уровень тревожности в целом соответствует низкому. Наиболее тревожными для обучающихся факторами являются:

- страх самовыражения (10,53%). Подростки эмоционально негативно переживают ситуации, связанные с необходимостью раскрытия своего потенциала, представления себя другим, демонстрации своих умений и возможностей;

- страх ситуации проверки знаний (10,53%). Учащиеся переживают чувство тревожности в ситуациях проверки знаний, при публичных выступлениях и представлений достижений и возможностей;

- проблемы и страхи в отношениях с учителями (2,63%) отражают негативный эмоциональный фон, связанный с отношениями подростка со взрослыми в школе в целом, что способствует снижению успешности в обучении подростка;

- фрустрация потребности в достижении успеха (2,63%). Препятствует развитию потребности в успехе и достижении высокого результата.

Рис. 1 Показатели тревожности у подростков

Методика определения ценностных ориентаций. Для подростков доминирующими являются такие ценности, как здоровье, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, любовь и жизненная мудрость. Наименее значимыми для подростков оказались следующие ценности: познание, свобода, общественное признание, счастье других, красота природы и искусства, а также творчество.

Обращаясь к результатам по инструментальным ценностям, стоит подчеркнуть, что для подростков ведущими ценностями были представлены воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, образованность, самоконтроль и независимость. Вытесняемыми ценностными ориентациями оказались: эффективность в делах, высокие запросы, терпимость, широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения и непримиримость к недостаткам в себе и других.

С целью верификации гипотезы, утверждающей о том, что существуют взаимосвязи между потребностью в поисках ощущений, школьной тревожностью и вовлеченностью в гик-культуру, нами был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Критическими значениями данного коэффициента корреляции являются r=0,32 при p≤0,05, r=0,41 при p≤0,01.

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы обнаружили, что между шкалой «Переживание социального стресса» и вовлеченностью в гик-культуру существует слабая отрицательная взаимосвязь r=-0,329. Это может говорить о том, что у подростков, являющихся представителями гик-культуры присутствует тенденция к меньшей выраженности тревожности, связанной с социальной средой. У таких подростков эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты (прежде всего со сверстниками), является более благоприятным. А также мы можем говорить о том, что вовлеченность подростка в гик-культуру не зависит напрямую от его склонности к поискам ощущений, уровня тревожности.

Далее перейдем к доказательству второй гипотезы нашего исследования, которая утверждает о том, что существуют различия между ценностными ориентациями подростков в зависимости от вовлеченности в гик-культуру. Ценности усвоенные, приобретенные в ходе социализации, адаптации личности дают осмысленность жизни в целом. Ценностное сознание представляет собой основу миропонимания каждого индивида и определяет его отношение к окружающему миру [4, с. 285]. Для группы подростков, вовлеченных в гик-культуру, ведущими являются такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, развитие, наличие хороших и верных друзей, любовь и материально обеспеченная жизнь. В то время как для подростков, не вовлеченных в гик-культуру, приоритетными ценностными ориентациями представляются: здоровье, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, любовь, наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь. Тем самым, в доминирующих у подростков обеих групп терминальных ценностях существует схожесть. Независимо от вовлеченности в гик-культуру наиболее значимой для подростков является такая ценность, как здоровье. А также, для подростков обеих групп общими предпочтительными ценностями являются счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей и любовь. Наименее значимыми ценностями для подростков обеих групп являются творчество, красота природы и искусства, что свидетельствует общей тенденции вытеснения данных ценностей подростками, независимо от их вовлеченности в гик-культуру.

Далее, анализируя значимые для подростков инструментальные ценности, стоит подчеркнуть, что независимо от вовлеченности в гик-культуру преимущественной ценностной ориентацией является воспитанность. Также общими доминирующими ценностями для подростков обеих групп являются аккуратность, образованность и жизнерадостность. В дополнение, для подростков из группы гиков к преобладающим ценностным ориентациям относятся самоконтроль и исполнительность, а для подростков из группы не гиков – независимость и ответственность. Наименее значимыми ценностями для подростков обеих групп являются смелость в отстаивании своего мнения и непримиримость к недостаткам в себе и других, что свидетельствует общей тенденции вытеснения данных ценностей подростками, независимо от их вовлеченности в гик-культуру.

Для подтверждения выраженности различий в ценностных ориентациях между подростками двух групп был произведен расчет с помощью U-критерия Манна-Уитни. Критическими значениями при количестве испытуемых 150 человек в одной группе, и 230 – в другой, являются U=116 при p≤0,05, U=94 при p≤0,01.

Анализируя результаты по терминальным ценностям у подростков, нами были выявлены достоверные различия (на уровне значимости 0,01) по ценности «развитие». На основе этого можно сделать вывод о том, что для подростков, вовлеченных в гик-культуру более преимущественно развитие, чем для подростков, не вовлеченных в гик-культуру. Гики более направлены на работу над собой, постоянное самосовершенствование, в том числе в сферах их увлечений и интересов. Также были выявлены различия (на уровне значимости 0,05) для ценности «счастливая семейная жизнь». Для подростков, вовлеченных в гик-культуру, большую значимость имеет благополучие в семье, чем для подростков, не вовлеченных в гик-культуру.

Далее, проводя анализ различий инструментальных ценностей у подростков, вовлеченных и не вовлеченных в гик-культуру, были выявлены различия (на уровне значимости 0,05) для ценности «самоконтроль». Гики отдают большее предпочтение сдержанности и самодисциплине, в сравнении с остальными подростками. И противоположно, подростки, не имеющие отношение к гик-культуре, менее заинтересованы в значимости самоконтроля в их жизни, по сравнению с подростками-гиками.

Исходя из вышеизложенных результатов следует сделать вывод о том, что в доминирующих у подростков обеих групп терминальных и инструментальных ценностях существует схожесть. Независимо от вовлеченности в гик-культуру наиболее значимой для подростков является такие ценности, как здоровье и воспитанность. А также, для подростков обеих групп общими ведущими ценностями являются счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь, аккуратность, образованность и жизнерадостность.

Вывод

Итак, проведенное эмпирическое исследование позволило констатировать, что подростки, увлеченные гик-культурой составляют 39,47% выборки. Их увлечение нивелирует тревожность, связанную с социальной средой и напрямую не зависит от потребности поиска новых ощущений. Для них в большей степени значимы ценности развития, счастливой семейной жизни и самоконтроля. Гики более направлены на работу над собой, постоянное самосовершенствование, в том числе в сферах их увлечений и интересов, а также для них большую значимость имеет благополучие в семейной жизни. Также подростки, вовлеченные в гик-культуру убеждены в том, что самоконтроль является более предпочтительным в любой ситуации, в сравнении с группой подростков, не вовлеченных в гик-культуру. Гики отдают большее предпочтение сдержанности и самодисциплине, в сравнении с другими подростками. Полученные результаты подтверждаются исследованием Е.А. Андреева, который выделил особенность гик-культуры – максимальная концентрация на предмете своего интереса и владение практическими навыками работы [5, с. 24], что достигается благодаря самодисциплине и самоконтролю.