Введение.
Врачебные ошибки являются серьёзной медико-социальной проблемой, которая не только приносит вред здоровью и жизни пациентов, но и является стрессорным фактором для врача. Около 10% врачей ежегодно уходят из медицинской деятельности, не выдерживая психоэмоционального напряжения и тяжёлых условий труда. Кроме того, тема врачебных ошибок является достаточно обсуждаемой в средствах массовой информации и в правоохранительных органах [1]. В любой профессиональной сфере деятельности человека случаются ошибки, даже там, где все действия автоматизированы, математически рассчитаны, человеческий фактор сведён к минимуму.
На сегодняшний день проблема врачебной ошибки является предметом дискуссий. Насчитывается более 65 различных мнений по поводу определений врачебной ошибки. С одной стороны, врачебная ошибка является результатом добросовестных заблуждений, с другой, это рассматривается как факт недобросовестных, халатных действий врача. Кроме того, существуют мнения, что врачебная ошибка может являться результатом обоих вариантов действий [2,3].
Ошибки в медицине всегда были и остаются актуальной проблемой. Они интересуют не только умы врачей, но и юристов, психологов и других специалистов. Ежегодно в Российской Федерации (РФ) от врачебных ошибок умирают около 50 тысяч человек [4]. По проведённым исследованиям в США, смертность по причине врачебных ошибок превышает смертность от синдрома приобретённого иммунодефицита [5].
По данным специалистов (В.А. Доскин и соавт.), претензии и жалобы на врачебные ошибки в РФ чаще всего встречаются в хирургии (25%), акушерстве (15%) стоматологии (15%), терапии (от 5 до 10%).
По другим медицинским направлениям врачебные ошибки выявляются реже, однако их количество все-таки значительно. В последнее время существует тенденция к увеличению числа исков о компенсации вреда жизни и здоровью [4]. Важно отметить, что огромная доля врачебных ошибок происходит не из-за низкого профессионального уровня медицинских работников, а по причине плохого взаимопонимания врача и пациента. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения коммуникации в моделях «врач - пациент» и «врач - медицинский персонал» являются причиной ошибок в 70% случаев [6].
Цель статьи – оценить роль проблем коммуникации как фактора возникновения врачебных ошибок.
Материал и методы исследования.
На теоретическом уровне рассмотрена роль проблем коммуникации как фактора возникновения врачебных ошибок. При написании научного обзора были рассмотрены научные статьи, размещенные в научной электронной библиотеке eLibrary и поисковой системе Google Scholar. Были проанализированы типы взаимодействия в коммуникативной модели «врач-пациент», подходы к изучению причин врачебных ошибок, а также особенности взаимодействия между медицинскими работниками, которые помогают минимизировать риск врачебных ошибок.
Результаты исследования и их обсуждение.
Когда пациент приходит в лечебно-профилактическое учреждение за медицинской помощью, его волнуют следующие вопросы относительно его здоровья:
· Что произошло с моим здоровьем и почему?
· По какой причине это случилось именно со мной?
· Почему именно сейчас?
· Что произойдёт, если игнорировать проблему?
· Каков дальнейший план действий?
Главная задача врача дать как можно более точный и развёрнутый ответ на данные вопросы [7].
В настоящее время большинство заболеваний хорошо поддаются лечению. Врачи отличаются высоким уровнем профессионализма и руководствуются стандартами лечения. Тем не менее, проблема негативного отношения пациента к врачу становится всё более актуальной, что заставляет пациентов относиться к врачу с осторожностью. Отчасти это связано с тем, что многие врачи, особенно молодые, ставят на первый план лечебно-диагностическую тактику, не учитывая психолого-эмоциональное состояние пациента [8].
Существует два типа взаимодействия в коммуникативной модели «врач-пациент» - авторитарный и диалогический.
Авторитарный тип подразумевает позицию пациента как пассивного объекта, где врач является активным участником лечебно-диагностического процесса, единолично принимающий решения по поводу здоровья пациента. Данный тип взаимоотношения был актуален долгое время, однако позднее стал более популярен диалогический тип, который рассматривает данную коммуникативную модель с позиции равноправия обеих сторон. Это позволяет каждой из сторон высказывать своё мнение [9,10].
Безусловно, оптимальная коммуникация в модели «врач-пациент» невозможна, если врач не владеет искусством профессиональной медицинской коммуникации. Все формы взаимодействия присутствуют в практической деятельности врача и формируют прагматическую направленность его профессиональных высказываний (при сообщении информации врач побуждает пациента к изменению его представлений о мире; при необходимости изменить поведение, врач побуждает адресата к изменению привычного образа поведения. Успешность медицинской коммуникации заключается в отношениях рационального партнерства [4, 11].
Слово обладает огромной силой, с помощью которой можно улучшить или ухудшить душевное состояние больного. Это должен понимать каждый врач. На память приходит высказывание великого отечественного врача, энциклопедиста Владимира Михайловича Бехтерева: «Если больному после общения с врачом не стало лучше, то это не врач» [12]. Врач и пациент при общении должны подстраиваться друг под друга, при этом пациент хочет получить медицинскую помощь по своей проблеме, а врач выполнить профессиональный долг [13].
Взаимопонимание между врачом и пациентом служит залогом качественного оказания медицинской помощи. Важно осознать цель лечебных мероприятий, учитывать эмоциональный аспект коммуникации. Рекомендована информационная избыточность языка (не путать с избыточностью речи), которая позволит, с одной стороны, получить врачу развёрнутую картину клиники, а с другой стороны, поспособствовать приобретению пациентом понимания своей проблемы. Это приведёт к повышению комплаентности. не следует использовать в речи чрезмерное количество медицинских терминов, так как это приведёт к непониманию, замешательству пациента и, как следствие, отказу от необходимого лечения. Для налаживания контакта врач должен научиться правильно слушать собеседника. [14].
Рассмотрим следующий пример: врач назначил определённые лекарственные препараты пациенту, при этом больной говорит о том, что видел в Интернете другое лекарство. Пациент спрашивает врача: «Можно ли назначить этот препарат?». Если врач не знаком с этим препаратом и признается, что не знает о нём, то у пациента возникнет вопрос о профессиональной компетентности данного врача, что, возможно, приведёт к жалобам пациента. Тем не менее, если врач скажет: «Я услышал Вас и обязательно посмотрю научную литературу по данному препарату и сообщу Вам». Такой вариант коммуникации дает возможность избежать негативных последствий.
Был проведён опрос врачей-педиатров, в котором каждый из опрошенных обратил внимание, что пациенты зачастую не придерживаются назначенного лечения [4]. Это в очередной раз говорит о необходимости эффективной коммуникации в модели «врач-пациент».
Существует два основных подхода к изучению причин врачебных ошибок: персональный и системный.
В случае персонального подхода происходит концентрация внимания на некорректной работе врача с позиции отрицательных личностных качеств: забывчивость, невнимательность, профессиональная несостоятельность и др.
При системном подходе акцент ставится на окружающих факторах, приводящих к врачебным ошибкам. К ним можно отнести недостаточные сведения о пациенте, связанные с отсутствием данных лабораторных и инструментальных методов исследования [15]. Кроме того, к врачебным ошибкам может приводить повышенная профессиональная нагрузка врача (большое количество пациентов, дефицит времени, большой объёме медицинской документации, переутомление, неисправности медицинского оборудования и т.п.) [16].
Оба подхода имеют право на существование, однако каждый из них отражает только отдельные аспекты медицинской деятельности, что свидетельствует о необходимости комплексного анализа проблемы врачебных ошибок. Тем не менее, на сегодняшний день преобладает персональное рассмотрение неудач в медицинской практике, что не позволяет провести всестороннюю оценку проблемы врачебных ошибок [15].
К врачебным ошибкам приводят не только нарушение коммуникации между врачом и пациентом, но и недопонимание и конфликты между медицинскими работниками. С одной стороны, если процесс диагностики и лечения идёт с участием не только лечащего врача, но и консультантов, то оценка клиники пациента становится более полной и объективной [17]. С другой стороны, чем больше специалистов принимает участие в курации пациента, тем выше риск потери значимой информации на определённых этапах (сбор жалоб, анамнеза; проведение объективного исследования, назначение и оценка лабораторных и инструментальных методов обследования) [16].
Отдельно следует рассмотреть процесс коммуникации между медицинским персоналом при передаче дежурства. Нельзя допустить при этом упущение важной информации о пациенте. В этом может помочь памятка, состоящая из 5 вопросов:
1) Кто? К данному вопросу относится знание персональных и наиболее важных анамнестических данных (имя, фамилия, отчество пациента, возраст, основные перенесённые заболевания, аллергологический анамнез).
2) Почему? Следует указать на причину госпитализации (заболевание, травма, необходимость в обследовании и др.).
3) Что? Необходимо перечислить проведённые диагностические и лечебные мероприятия.
4) Как? Дать оценку общему состоянию пациента, а также указать назначенные лечебные мероприятия.
5) Куда? Сообщить о необходимости перевода в другое отделение или другую лечебно-профилактическую медицинскую организацию [2].
Нарушение коммуникации между врачом и средним медицинским персоналом может привести к неправильному выполнению манипуляций, например, неправильной дозировке лекарственного препарата, ошибочного введение другого препарата и другие ошибки. Это требует повышенной внимательности как со стороны медицинских сестёр, так и со стороны врача, который должен контролировать корректность действий средних медицинских работников [16].
Проведение оперативного хирургического вмешательства требует не только высокого профессионализма медицинского персонала, но и слаженного взаимодействия между ними, основную роль при этом играет коммуникация. Сложность общения может возникнуть при наличии большого количества медицинских работников в операционной, а также периодических изменений в составе операционной бригады [2]. Это связано с тем, что лица людей скрыты под маской. При этом если врач не знает имён и ролей медицинского персонала в операционной, то существуют трудности в коммуникации между членами операционной бригады. Данный вопрос особенно остро стоит в случае необходимости экстренных мероприятий, где счёт идёт на секунды.
Недопустимо тратить драгоценное время на координацию деятельности и поиск нужного специалиста среди всей хирургической бригады. Одно из наиболее простых, но в то же время, эффективных решений данной проблемы было разработано австралийским анестезиологом Робом Хакеттом. Его нововведение заключается в ношении шапочек, на которых написаны имя медицинского работника и его роль (хирург, ассистент, медицинская сестра и др.). Поначалу мнения по этому поводу были неоднозначными, некоторые коллеги по всему миру восприняли ношение таких шапочек даже с усмешкой. Однако подавляющее большинство специалистов положительно оценили данную идею, что привело к запуску флешмоба "#TheatreCapChallenge" [6]. Было проведено исследование, которое показало, что при применении таких шапочек в операционной наблюдалось статистически значимое повышение знания имени и роли друг друга медицинскими работниками [18].
Определённые сложности представляет процесс осознания врачом своей ошибки. Во-первых, необходимо выявить ошибочное действие. Если это удаётся сделать сразу, то есть возможность избежать негативных изменений здоровья пациента, и в то же время получить профессиональный опыт. Во-вторых, следует признать свою ошибку, что может быть весьма трудной задачей. В третьих, важно установить механизм возникновения ошибки, то есть понять, на каком этапе лечебно-диагностических мероприятий произошло нарушение логического мышления, что может упростить процесс принятия ошибки. В противном случае, ошибку врача могут интерпретировать как проявление «профессиональной несостоятельности» [3].
Страх является фактором, увеличивающим количество врачебных ошибок, так как приводит к иррациональному поведению. Кроме того, страх может повлиять на процесс осознания ошибок, что связано, во-первых, с нарушением мышления в момент неправильных действий. Во-вторых, почти все врачи связывают профессиональные ошибки со страхом наказания со стороны администрации, надзорных и судебных органов, страховых организаций [2,5].
Выводы.
Таким образом, проблемы коммуникации врач - пациент, врач - медицинский персонал необычайно важны для успешной медицинской практики. Кроме того, существует необходимость в обучении врачей, медицинских работников и студентов-медиков успешному общению с пациентами и с коллегами. Соблюдение правил общения и взаимодействия в медицинской практике является залогом правильной и плодотворной работы.