Scientific journal
Scientific Review. Psychological sciences

Motivation of the professional activity of a teacher of additional education

Pyleva T.V. 1
1 K.E. Tsiolkovskiy Kaluga State University , Institute of Psychology
The article analyzes the features and ways of developing motivation for the professional activity of teachers of additional education. The analysis of the results of an empirical study of the problem carried out in the process of questioning teachers is carried out. In the course of analyzing the results of the empirical study, the author comes to the conclusion that the majority of pedagogical workers of institutions of additional education in Russia are dissatisfied with the existing system of motivation. To solve this problem, the author proposes to introduce a system of measures to strengthen cohesion as a value-orientational unity of the teaching staff and support the aspirations of each of the teachers and the entire teaching staff for development and self-improvement. An effective, efficient modern system for the development of labor motivation for employees of additional education institutions should be based on the idea that the leading condition for the success of the system for the development of labor motivation for employees of additional education institutions is its orientation towards the formation and development of a labor collective of teachers who are connected by common values ??of work (value -orientational unity or cohesion). Another condition for the development of motivation for the labor activity of employees of institutions of additional education is the orientation of stimulating the work of employees in the direction of setting and solving problems of self-improvement as individuals, partners and professionals.
motivation
teacher of additional education
stimulation
gamification
rating assessment.
self-actualization
self-realization
teaching staff
cohesion

Введение. Обеспечение высокого уровня производительности и качества труда, удовлетворенности персонала учреждения дополнительного образования выполняемой работой во многом зависит от мотивации профессиональной деятельности. Мотивация к труду выступает ключевой компетенцией, рассматриваемой при отборе кандидата на ту или иную должность или при оценке сотрудника. В современный период многие образовательные организации не в полной мере осознают степень важности процесса совершенствования и развития системы управления персоналом. По этой причине часто деформированными остаются отношения не только между руководителями и подчиненными, но и не складывается педагогический коллектив. В образовательных организациях возникает проблема необходимости разработок и применения новых систем и иных механизмов управления персоналом, которые будут соответствовать реалиям современной жизни: кризис образования и иных социальных институтов, связанный с отношениями «легкой социальности» (отчуждения и сведения человеческих отношений к функциональным, в том числе должностным), коммодификации и тотальной коммерционализации (превращение образования в сферу рыночных отношений), массового отказа людей от развития и самой жизни (интенсивного роста смертности на фоне низкой рождаемости). Очевидно, что изучение условий формирования мотивации педагогических работников и в этих, и во многих иных обстоятельствах является необходимым для повышения эффективности и продуктивности работы образовательного учреждения. Однако, в данных условиях оно имеет несколько черт, призванных компенсировать нарушения, возникающие в результате кризиса: особую роль в образовательных отношениях должна приобрести ориентация на сплоченность, человечность и самосовершенствование. Работа современного педагога должна давать ему возможность удовлетворять его потребности и развиваться как личности, партнера и профессионала: система мотивации должна отвечать задачам стимулирования развития и обеспечения благополучия в этих трех важнейших сферах.

Цель исследования: анализ проблем развития мотивации педагогов учреждений дополнительного образования

 Методы и материалы исследования: работа предполагает теоретико-эмпирический анализ проблематики развития, в работе обсуждаются результаты опроса, проведенного среди педагогов учреждений дополнительного образования с разным стажем и разными мотивами трудовой деятельности.

 Результаты исследования. Результаты теоретических и эмпирических исследований рассматриваемой нами проблемы, также как и повседневным опыт педагогической работы свидетельствуют о том, что для стимулирования развития педагогов как личностей, партнеров и профессионалов необходимо выявлять и учитывать специфику индивидуальной мотивации: для одного педагога наиболее значимым стимулом является публичное признание заслуг и возможность презентации опыта, а для другого – предоставление особых условий труда и дополнительных дней к отпуску [1, с. 95], а также важно выявлять общую систему мотивов всего педагогического коллектива, создающую психологический климат и организационную культуру учреждения. В связи с этим, педагогу при определении вида поощрения важно не только предоставить «право выбора» из возможных стимулов, имеющихся на момент выдвижения [2, с. 54], но и включить педагога в работу педагогического коллектива, с осознанием того уникального места и роли, которые он будет занимать и выполнять в течение многих лет плодотворной и эффективной работы в учреждении, сотрудничая с другими специалистами.

Мотивы развития педагогов образовательного учреждения в профессиональной деятельности имеют ряд особенностей. К ним относятся такие мотивы как [3; 4; 5]:

  • мотив избегания трудностей и преодоления проблем, а также мотив стабильности и защищенности, комфорта (благополучия);
  • мотив личного развития, самосовершенствования, профессиональной самостоятельности, реализации себя в творческой профессиональной деятельности;
  • мотив партнерского развития, мотив принадлежности и включенности как потребности быть в коллективе,
  • мотивы социального успеха и самоутверждения, мотив состязательности,
  • мотив поддержки развития других людей, помощи и служения, взаимного обучения и воспитания;
  • мотивы успешной, качественной реализации профессиональной деятельности.

Особенно четко и системно описаны мотивы трудовой деятельности в работах И.Г. Кокуриной, выделяющей три сферы мотивации (три стимула или ценности): «деньги» (финансово-экономические мотивы), «труд» (процессы и результаты труда) и «коллектив» (отношения с людьми), а также несколько ориентаций (результирующая / активная или процессуальная / пассивная) и мотивов, которые могут иметь ту или иную ориентацию и проявляться в той или иной сфере, создавая уникальный рисунок трудовой мотивации: мотивы соперничества / конкуренции, кооперации / сотрудничества, преобразования, коммуникации, прагматических расчетов, достижения. К сожалению, данную методику используют незаслуженно редко: 1. методика имеет строгую теоретическую основу (теорию деятельности А.Н. Леонтьева); 2. дает возможность (как методика, построенная на принципах семантического дифференциала) выявлять скрытые мотивации, не ограничиваясь декларациями, в том числе оценить реальный уровень профессионализма, личностного и партнерского развития специалиста по сравнению с декларируемым им и т.д.; 3. дает возможность получить уникальные профили мотивов, с весьма высокой детализацией по разным сферам и типам отношений. Так, выделяются три основных профиля. Первый профиль оценивает меру выраженности шести смыслообразующих мотивов в целом(6 показателей). Второй профиль оценивает степень мотивационной активности человека, его ориентации на результат, либо на сам процесс деятельности (12 показателей). Третий профиль оценивает смысловое наполнение каждого из трех стимулов (ценностей) отдельно(18 показателей). В основе методики лежит идея И.Г. Кокуриной о том, что мотивация совместной деятельности - процесс наполнения смыслами значимых стимулов совместной деятельности. Методика может также использоваться для оценки социально-психологического климата отдельных групп и организаций: чем больше в организации индивидов с мотивами кооперации / сотрудничества, преобразования, коммуникации, тем более благоприятен климат организации, тем более он способствует развитию и самосовершенствованию членов коллектива, а также их сплоченности как ценностно-ориентационного единства [6].

В одном из недавних исследований с применением данной методики и ряда иных методик изучения мотивации менеджеров, Д.В. Каширский и его коллеги обнаружили, что ведущим фактором трудовой мотивации руководителей является содержание процесса труда, стремление к саморазвитию, включение в команду и самореализация в среде единомышленников [7]. В процессе труда менеджерам важно удовлетворять свои потребности в социальном престиже, чтобы труд приносил признание со стороны других людей и обеспечивал продвижение в карьере. Весьма значимой является материальная составляющая труда, а также желание испытывать на работе психологический комфорт без чрезмерной критики коллег и вышестоящего начальства. В работе нашли отражение теоретические положения отечественной психологии, ориентирующие на проведение смыслового анализа всякой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в том числе трудовой (И.Г. Кокурина и др.). Именно осмысленность деятельности делает ее результативной и качественной. Кризис современного образования «ударил» именно по этой его стороне: десакрализация образования привела к его обессмысливанию, потере мотивации учиться и учить.

Несмотря на достоинства данной методики, более часто для изучения мотивов профессиональной деятельности испытуемых применяется, как и в нашем случае, методика К. Замфир в модификации А. Реана, в основу которой положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Эта методика имеет иные, менее четкие теоретические основы, но позволяет произвести экспресс-диагностику состояния трудовой мотивации специалистов учреждений. Рассмотрим полученные диагностические данные (таблица 1).

Таблица 1. Результаты диагностики мотивов профессиональной деятельности педагогов с разным стажем

Респонденты

Внутренняя мотивация, самореализация и удовлетворение процессом и результатами труда

Внешняя положительная

Стремление повысить статус и продвинуться

Внешняя отрицательная

стремление избежать критики и неприятностей

Стаж работы менее 5 лет

4

3.73

1.02

Стаж работы более 20 лет

3.02

2.1

3.8

 

Самые низкие значения по показателю внешней отрицательной мотивации профессиональной деятельности в группе педагогов со стажем работы менее 5 лет (1,02); самые высокие – в этой же группе по показателю внешней положительной мотивации (3,73). Еще более высоки показатели начинающих работу педагогов по показателю внутренней мотивации (4,0), выше, чем у педагогов с большим стажем (3,02). Действительно, в современную педагогику идут люди высокомотивированные, остаются в ней также люди, любящие свой труд. Для педагогов с большим стажем также характерны высокие результаты по показателю внешней отрицательной мотивации (3,8), что говорит о наличии неблагополучия, частично связанного с накопившимся за годы работы опытом неудач, наказаний и критики и «охлаждения» стремлений к продвижению по службе и социальному успеху в целом.

 Большинство опрошенных считает, что в учреждении преобладает материальное стимулирование – было получено 54% ответов. Лишь 29% педагогов считают, что в организации дополнительного образования преобладает нематериальное стимулирование. 17% уверены, что применяются оба метода в равной степени. 33% опрошенных считают, что их начальство имеет представление о потребностях персонала, 45% считают, что руководство организации дополнительного образования не интересуется потребностями своих сотрудников, 17% опрошенных считают, что руководство организации не проводит мониторинг потребностей персонала. 22% затруднились ответить на поставленный вопрос. В целом это говорит о том, что в современных организациях дополнительного образования психологический климат имеет черты неблагополучия, отношений в коллективе и сама деятельности специалистов не стимулируются и не становятся предметом заботы руководства учреждений.

Неудивительно поэтому, что основное количество опрошенных, а именно 67%, ответили, что удовлетворены своей работой, однако, не в полной мере: на фоне развитой внутренней мотивации и положительной внешней мотивации многим сотрудникам удается удерживать оптимистический взгляд на происходящее, но, все же, полностью довольны своей работой только 33% сотрудников. 45% опрошенных в качестве определяющих средств мотивации назвали собственное денежное вознаграждение. 33% сотрудников отметили существующие в организации дополнительного образования социальные льготы. 12% респондентов считают, что на работу их мотивирует возможность карьерного роста. Только для 10% работников определяющим является взаимодействие сотрудников в коллективе: 90% сотрудников не удовлетворены отношениями, а 33% работников прямо не довольны связями внутри учреждения: конфликты, текучесть кадров, депрофессионализация, коррупция и иные негативные последствия отсутствия сплоченности педагогического коллектива на этом фоне вполне закономерны.

Однако, в качестве определяющего недостатка мотивационной системы педагоги отметили низкий уровень материальной мотивации (45%). На фоне отсутствия «отношенческой» мотивации (невозможности реализации отношений сотрудничества, отсутствие педагогического коллектива) 45% педагогов считают, что мотивировать их на выполнение профессиональной деятельности может повышение заработной платы. 15% сотрудников, однако, все же отметили значимость коллективных мероприятий для развития собственной мотивации, но остальные просто игнорируют данную область как находящуюся «на грани фантастики». 23% отметили, что им необходимо публичное признание своих достижений со стороны руководства организации дополнительного образования. 17% респондентов указали на значимость для них возможности продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, более важен и реалистичен к достижению конкурентный и достиженческий мотивы деятельности.

В целом, по мнению руководителей, в организациях дополнительного образования существует сформировавшаяся система мотивации персонала. Основными способами мотивации выступают моральные и экономические. При этом объем материального стимулирования обычно известен заранее и может быть получен только в результате экономии средств бюджета учреждения [8, с. 33]. В системе мотивации персонала рассматриваемых организаций существуют определенные проблемы, в частности, критерии, по которым определяется размер премии, в некоторых учреждениях не проработаны. В результате это приводит к тому, что премии сотрудники получают практически одинаковые. Обычно общая сумма премии распределяется между всеми сотрудниками в равных частях, но это не приводит к соответствующей стимуляции работы персонала. В качестве возможных мер по исправлению сложившейся ситуации было предложено разработать четкую систему критериев, по которым будет отслеживаться эффективность деятельности каждого сотрудника и в соответствии с этим определять размер материальной премии. Для решения отмеченной проблемы некоторые менеджеры полагают целесообразным использовать рейтинговую систему оценки качества работы сотрудником образовательного учреждения. Данная система материального премирования и доплат призвана по своему внешнему виду повышать общую мотивация педагогов. Очевидно, что мотивация финансово-экономического благополучия как базы «выживания» значима для любого человека, однако, фиксироваться на ней в случае педагогов – профессионалов в области поддержки развития человека как личности, партнера и профессионала, - неоправданно узко. Нужен подход, который обращал бы внимание на те зоны и сферы мотивации, которые являются наиболее проблемными и игнорируемыми специалистами в силу их «невозможности», и те, которые позволяют человеку совершенствоваться, развиваться, реализовывать потребности уровня «самоактуализации», это, прежде всего, мотивы индивидуального и коллективного самосовершенствования, в том числе мотивы коллективного труда, сплоченности и единства коллектива вокруг ценностей и смыслов профессиональной деятельности, стремление к достижению успеха всей организации, работа ради решения общей (социально значимой) задачи. Очевидно, что только там и тогда, где и когда педагог ставит и реализует цели саморазвития как личности, партнера и профессионала, где он заботится о целях развития своего коллектива и сообщества в целом, он может действительно помогать другим (ученикам и коллегам) ставить и реализовать аналогичные цели. Там же, где педагог ограничивается целями «выживания» или противоположным полюсом «высокий социальный статус», включая карьерные достижения, власть, которые не являются релевантными задачам педагогической деятельности и порождают конфликты интересов в ней, в организации нормализуются коррупция, депрофессионализация, текучесть кадров и иные деформации трудовых отношений. С одной стороны, различные способы награждения сотрудников могут способствовать формированию благоприятного отношения со стороны работников к руководству учреждения, а также в какой-то мере положительно отразятся на социально-психологическом климате внутри организации [9, с. 61]: работники будут видеть, что их труд оценивается по достоинству. Однако, негативные последствия балльно-рейтинговой системы перевешивают позитивные, стимулируя прямо противоположные социальному служению, психологической сплоченности и самоактуализации человека как целостности состояния ресентимента и соперничества, коммодификации и десакрализации, отчуждения и функционализации т.д.. [1]. В некоторых отношениях балльно-рейтинговая система, декларируясь как средство стимуляции труда, на деле предстает как инструмент тотального подчинения сотрудников учреждения, разрушения внутренней мотивации и агрессивной внешней (позитивной и, особенно, негативной) стимуляции. Это хорошо видно на примере общественных и трудовых рейтингов в Японии и Китае: рейтинговые системы оценки «труда» есть инструмент подавления развития субъектов образования, и таким образом, самого образования. Для некоторых культур и ситуаций они могут быть какое-то время успешно использованы, но, в своем развитии, полностью нивелируют такие аспекты внутренней мотивации как творчество, близость / любовь, понимание и т.д.

Заключение. Поэтому действительно современная система развития мотивации трудовой деятельности сотрудников учреждений дополнительного образования должна опираться на представления о том, что:

  1. ведущим условием успешности системы развития мотивации трудовой деятельности сотрудников учреждений дополнительного образования является ее ориентация на формирование и развитие трудового коллектива, коллектива педагогов, связанных общими ценностями труда (ценностно-ориентационное единство или сплоченность). Для этих целей несомненно важными являются меры и условия, дающие коллективам возможность реального участия в управлении организациями дополнительного образования, например: 1) через системы подбора кадров с определенными ценностными ориентациями, 2) через системы интерсубъективного управления, 3) через проведение коллективных мероприятий, в которых сотрудники получат шанс проявить себя не просто как индивидуальных специалистов, но и как партнеров – членов команды;
  2. другим условием развития мотивации трудовой деятельности сотрудников учреждений дополнительного образования является ориентация стимулирования труда сотрудников в направлении постановки и решения задач самосовершенствования как личностей, партнеров и профессионалов, включая: 1) меры по пересмотру этических и иных нормативов деятельности специалиста, меры заботы о качестве (образа) жизни специалиста как субъекта культуры и помощи специалисту в решении стоящих перед ним проблем и трудностей включая «командные» и специальные супервизии и иные меры комплексного психолого-педагогического, медико-социального, экономико-правового и т.д. сопровождения развития специалистов; 2) меры, направленные на предоставление временных, пространственных и иных ресурсов и ситуаций самоактуализации и самореализации педагогов, в том числе в процессе коучинг-программ, реализуемых внутри процесса деятельности, в процессе индивидуального и коллективного отдыха, в совместных деловых и развивающих играх и иных мероприятиях внутри и вне рабочего взаимодействия, позволяющих обнаружить и вывести в сферу индивидуального осознания и коллективного диалога «скрытые компетенции» сотрудников как квинтэссенции их жизненного опыта, которыми сотрудники могут обмениваться, стимулируя развитие друг друга (взаимное или корпоративное обучение); 3) меры поддержки исходящих от них инициатив и инноваций, а также решений и мер, призванных отклонять ненужные, деструктивные псевдоновации и форматы работы и т.д. [10; 11; 12].