Научный журнал
Научное обозрение. Психологические науки

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

Россова Ю.И. 1 Самарина Е.А. 1
1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В данной работе предметом нашего исследования было выбрано такое средство развития познавательной мотивации младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности, как виртуальная экскурсия. Показана ее значимость в условиях реализации системно-деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который акцент делает на собственной познавательной активности обучающегося. Отмечен потенциал виртуальной экскурсии для умений детей начальной школы самостоятельно выделять учебную задачу, совершенствовать способы поиска новых знаний, для овладения приемами самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности. Авторами определены понятия «мотивация» «познавательная мотивация». Показаны психолого-педагогические особенности формирования познавательной мотивации детей младшего школьного возраста. Выделены основные компоненты познавательной мотивации школьников и проанализированы возможности виртуальной экскурсии по их формированию. Показаны действия ученика и педагога в процессе проведения виртуальной экскурсии с учетом трех последовательных этапов формирования познавательной мотивации: мотивационно-стимулирующего, содержательного, рефлексивно-оценочного. В статье определено понятие «виртуальная экскурсия», рассмотрены особенности, этапы проведения виртуальной экскурсии. Авторами показаны соотношение этапов виртуальной экскурсии и этапов формирования познавательной мотивации младших школьников.
младший школьник
познавательная мотивация
компоненты познавательной мотивации
этапы формирования познавательной мотивации
виртуальная экскурсия
особенности виртуальной экскурсии
1. Rossova Yu.I. Students' project activities in the context of standardization of education // European Journal of Natural History. 2016. № 5. С. 102-104.
2. Россова Ю.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях стандартизации образования // Мир педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 78-82.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33с.
4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. М.: Астрель, 2008. 22 см.
5. Примчук Н.В. Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 11. № 32. С. 368-372.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
7. Налимова Т.А., Астахова А.В. Особенности речевого сопровождения учебной виртуальной экскурсии в начальной школе // Academic science – problems and achievements X: Proceedings of the Conference. North Charleston, 24-25.10.2016. Vol. …-North Charleston, SC, USA: CreateSpace. 2016. P. 29 - 31.
8. Пономарёва А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников // Научный поиск. 2011. № 2(3). С.74-76.
9. Шкуричева Н.А. Лесенка самооценки // Начальная школа. Первое сентября. 2009. № 4. С. 10-14.
10. Хрестоматия по истории психологии: Тексты. - 2-е изд. / Под ред. В.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 364с.
11. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22-24.
12. Виртуальная экскурсия и особенности ее применения во рамках внеурочной
деятельности в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/10xb619.html (дата обращения 31.05.2020).
13. Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников // Педагогика и современность. 2014. № 1-1. С. 59-61.
14. Морозова И.С., Штепин И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 162-165.
15. Каунов А.М., Фетелава Т.А. Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся // Актуальные проблемы технологического образования: компетентность, мастерство, инновации: материалы IV международной заочной научно-практической конференции (Мозырь, 03 ноября 2015 г.). Мозырь: Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина, 2015. С. 98-99.

Введение. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО), который предъявляет новые требования к образованию подрастающего поколения, реализация системно-деятельностного подхода в обучении предполагает активизацию учения детей младшего школьного возраста [1, 2].

В современном образовании для успешной познавательной деятельности учащихся начальной школы, направленной на поиск необходимой информации и познание окружающей действительности, учителям первого звена обучения следует использовать такое уникальное средство развития, как виртуальная экскурсия, представляющее собой способ подачи информации с применением новых интерактивных технологий. Ее применение в учебном процессе на сегодняшний день становится актуальным по таким причинам, как: возможность сформировать у младшего школьника умение самостоятельно формулировать познавательную цель и следовать ей; готовность ученика самостоятельно создавать алгоритм действий и решать проблемы творческого и поискового характера. Развитие познавательных мотивов с помощью виртуальной экскурсии приводит к успешной учебной деятельности младшего школьника, который удовлетворен результатами своей работы. По мнению С.Л. Рубинштейна, младшие школьники могут включиться в учебную деятельность, если стоящие перед ними задачи приобретают значимость и находят отклик в их переживаниях. Демонстрация виртуальной экскурсии и осуществление поиска новой информации с помощью нее делают возможным для младших школьников проявить активность и вызвать у них стремления и желания самостоятельного поиска знаний, что решает задачи формирования познавательной мотивации обучающихся.

Цель исследования - теоретически обосновать эффективность развития познавательной мотивации младших школьников с помощью виртуальной экскурсии.

Материал и методы исследования. Методологическую основу нашего исследования составляют труды педагогов, которые рассматривают вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся: Г.В. Бурменской, А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой, И.А.Володарской. При изучении вопросов использования виртуальной экскурсии опирались на работы А.В. Порываева, Е.В. Александровой, Г.Н. Аквилевой, О.С. Почебутовой.

Мы применяли комплекс методов, которые включают в себя: анализ психологической, педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; формализацию, аксиоматический метод.

На сегодняшний день требования к выпускнику начальной школы достаточно высоки: при переходе в среднюю школу учащиеся должны уметь самостоятельно формулировать познавательную цель, стремиться к успеху в поисковой и исследовательской деятельности, обладать готовностью осуществлять поиск новых способов приобретения учебной информации. При достижении данной цели, требования которой отражены во ФГОС НОО, у младшего школьника формируется познавательная мотивация [3]. Повышение ее уровня решает проблему быстрого и качественного образования в современной начальной школе. В нашей исследовательской работе мы определили понятие «мотивация», которая, в частности в этимологическом словаре определяется как «побуждение» [4, с. 615]. Мотивация связана с внутренним побуждением к какой-либо активности и направлена на удовлетворение какой-либо потребности. Этот феномен как сложную систему изучали Б.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и другие [5].

Познавательная мотивация - это учебная мотивация, представляющая собой процесс, который поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности младших школьников. В качестве компонентов познавательной мотивации младших школьников можно рассмотреть:

  • умение самостоятельно выделять учебную задачу;
  • умение совершенствовать способы поиска новых знаний;
  • овладение приемами самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности.

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы выяснили, что в период начального обучения познавательные процессы младшего школьника начинают приобретать опосредованный характер, в результате чего познавательная мотивация становится осознанной и произвольной. В связи с этим учителю начальных классов следует создавать условия для эффективного овладения знаниями за оптимальное время, условия, при которых учащиеся будут готовы потратить собственные усилия на достижение учебно-познавательной цели [6, с. 275].

Реализует данные условия такое средство развития и обучения, как виртуальная экскурсия, которая обладает рядом особенностей:

  • возможность проведения на любую тему;
  • разработка её содержания, рассчитанного на учащихся с разным типом интеллекта и уровнем развития;
  • мотивирование учащихся на изучение той или иной темы;
  • содействие развитию личностных качеств учащихся;
  • глубокое погружение учащихся в изучаемую тему;
  • возможность её использования учителем в любое время;
  • создание большого творческого пространства для учителя [7].

К достоинствам виртуальных экскурсий можно отнести то, что у педагога имеется возможность отбора необходимого материала, составления необходимого маршрута, изменения содержания в зависимости от поставленных целей, использования видео-, звуковых файлов, анимация, репродукции картин, фотографии [8].

Такой компонент познавательной мотивации младшего школьника, как умение самостоятельно выделять учебную задачу, означает осознание и выбор общего способа действий; учителю начальных классов важно научить своих учеников понимать смысл заданий, над которыми они работали в процессе виртуальной экскурсии, и научиться отвечать на вопрос «Чему мы научились на таком уроке?». Для этого в конце каждого занятия педагог проводит рефлексию.

Следующий компонент познавательной мотивации, который мы обозначили, это умение учащегося совершенствовать способы поиска новых знаний. Для этого учитель может предложить школьникам самостоятельно разработать виртуальную экскурсию по той или иной теме урока, таким путем учащиеся освоят способ поиска новых знаний.

И последний компонент познавательной мотивации младших школьников - овладение приемами самоконтроля и самооценка собственной учебной деятельности. Учителю начальных классов следует создать условия для развития способности младших школьников выполнять действия для достижения конкретно поставленной задачи или цели в процессе виртуальной экскурсии. Самооценка влияет на познавательную мотивацию, так как позволяет осмыслить результаты своей работы, на основе чего построить программу дальнейшей учебной деятельности. Навыки самоконтроля и самооценки можно сформировать с помощью приема «Лесенка», где младшие школьники на ступеньках лесенки отмечают, насколько хорошо усвоен материал: первая ступенька – не понял, вторая ступенька – возникли небольшие затруднения и третья ступенька – материал усвоил хорошо [9, с. 10-14].

Остановимся подробнее на особенностях формирования познавательной мотивации в процессе виртуальной экскурсии, которые позволят направить деятельность младших школьников на самостоятельное совершенствование способов получения знаний. При этом следует учитывать три последовательных этапа формирования познавательной мотивации:

1) мотивационно-стимулирующий, где создается положительно-эмоциональное отношение к учебной деятельности, учитель начальных классов сообщает учебную задачу и создает проблемную ситуацию, что позволит вызвать интерес к новому знанию;

2) содержательный, где необходимо учитывать индивидуальные особенности личности каждого младшего школьника и включение учащихся в выполнение заданий проблемно-творческого характера, отвечающих специфике изучаемого материала;

3) рефлексивно-оценочный, на данном этапе предполагается использование содержательной оценки, определить преодоление возникших трудностей младших школьников, открытие новых знаний, включающие эмоциональные переживания [10].

Учителю важно придерживаться определенного плана при создании экскурсии, иначе он не сможет построить интересный и познавательный маршрут, включающий идею экскурсии, соизмеримую цель, подбор технической составляющей. Не стоит забывать, что младшие школьники за счет экскурсионной прогулки получат не просто знания, а еще и будут формировать познавательные учебные действия, повышать интерес к предмету, осознание богатства культурного наследия.

Освоение современным педагогом информационно-компьютерной технологии, в нашем случае виртуальной экскурсии, делает процесс обучения более качественным и результативным. В исследовательской работе мы определяем виртуальную экскурсию как электронный образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, состоящий из предметного содержания, информации, отвечающий требованиям образовательного процесса. Основная форма представления учебного материала в начальной школе – это создание мультимедийных презентаций для привлечения и удержания внимания младших школьников. Проведение виртуальной экскурсии для развития познавательной мотивации учащихся становится возможным на уроке и во внеурочное время.

Как отмечает Е.А. Александрова, виртуальная экскурсия – это целенаправленный процесс обучения, состоящий из рассказа и демонстрации наглядного материала: фотографий, видеофрагментов, аудиозаписей [11, с. 22-24].

Г.Н. Аквилева под виртуальной экскурсией понимает организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д. [12].

При проведении виртуальной экскурсии, например, на уроке обучения грамоте в 1 классе, педагогу следует учитывать мотивационно-стимулирующий этап формирования познавательной мотивации. На нем создается положительно-эмоциональное отношение к учебной деятельности; созданная учителем проблемная ситуация позволит вызвать интерес к новому знанию: виртуальная экскурсия по теме «Буква Ц» позволяет отправить учеников 1 класса в цирк и провести актуализацию знаний цирковых профессий с целью подготовки к восприятию нового материала.

Анализ психолого-педагогической и методологической литературы дает возможность выделить алгоритм организации виртуальной экскурсии в начальной школе. Это такие этапы:

1) Подготовительный этап.

2) Этап проведения экскурсии.

3) Рефлексивно-оценочный этап [13].

Вводному этапу виртуальной экскурсии будет соответствовать мотивационно-стимулирующий этап формирования познавательной мотивации. Учителю следует актуализировать мотивы предыдущих достижений, ориентировать школьника на предстоящую работу. Чтобы у младших школьников возникла потребность в удовлетворении знаний, педагог может использовать в начале урока-экскурсии прием «Удивляй», на котором приводит действительные и удивительные факты, что вызывает познавательные интерес.

Этап проведения виртуальной экскурсии соотносится с содержательным этапом познавательной мотивации, где учащиеся включаются в выполнение заданий проблемно-творческого характера. Младшие школьники исследуют изучаемые предметы и явления и движутся по маршруту экскурсии. На данном этапе осуществляется деятельностный подход на основе игр, викторин и конкурсов. Процесс проведения виртуальной экскурсии более эффективен для формирования познавательных мотивов в результате включения младших школьников в поисковую и исследовательскую деятельности.

На рефлексивно-оценочном этапе виртуальной экскурсии младшие школьники обдумывают дальнейшие учебные действия и ставят перед собой цель, так как рефлексия и целеполагание взаимосвязаны между собой, и анализ учащимися своих переживаний является не только итогом работы, но и стартом для новой образовательной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Процесс формирования познавательной мотивации младших школьников в ходе организации учебной и внеучебной работы должен быть основан на психологических особенностях и возрастных возможностях детей. В младшем школьном возрасте целесообразно формировать потребность в учении, желание преодолевать трудности в учебной деятельности и проявление познавательной активности на основе увлекательного маршрута, дополнения учебного материала новыми и интересными фактами, интерактивными заданиями, играми, которые вызовут более глубокое осознание деятельности и эмоциональное переживание.

Для достижения данных задач важное значение имеют учебно-познавательные мотивы, которые представляют собой не просто интерес к знаниям, а интерес к способам приобретения этих знаний, а также мотивы самообразования, которые представлены у младших школьников в такой форме, как познавательный интерес к чтению дополнительных книг, поиску новых источников знаний.

Анализ современной психолого-педагогической и методической литературы показал, что эти мотивы учения, стимулирование внутренних побуждений младших школьников могут быть реализованы с помощью такого педагогически целесообразного средства, как виртуальная экскурсия, которая включает ребенка в активную учебно-познавательную деятельность [14, 15].

Виртуальные экскурсии - достаточно эффективное средство для развития познавательных мотивов, поскольку учитель начальных классов может вызвать у младших школьников интерес к учению, основанный на потребности в новых впечатлениях от знаний, привести их к глубокому осознанию необходимости получить образование для дальнейшей профессиональной деятельности.

Интерактивные задания, увлекательные виртуальные маршруты, которые включают в себя виртуальные экскурсии, вызывают у младших школьников проявление активности в учебной деятельности и стремление к достижению успеха, развивают самостоятельность, формируют увлеченность поисковой и творческой деятельностью, радость открытия новых знаний и познавательных горизонтов.

Выводы или заключение. Развитие познавательных мотивов в младшем школьном возрасте является одной из важных современных педагогических задач, так как сами познавательные мотивы лежат в основе мотивации учения младшего школьника и во многом обусловливают активность учебной деятельности. Также формирование познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста способствует развитию у них действий смыслообразования: желание преодолеть трудности в обучении, осознание поиска новых знаний, самооценка своих недостатков и успехов в результате выполнения учебной задачи.

Если не уделять должного внимания формированию познавательной мотивации, то это может вызвать равнодушное отношение обучающегося к учению, к несамостоятельности при поиске знаний, к пассивности при достижении целей.

Педагог, стремящийся сформировать положительную устойчивую познавательную мотивацию младших школьников, может и должен опираться в своей образовательной деятельности на такое эффективное, педагогически оправданное, универсальное средство обучения, как виртуальную экскурсию.

Данное средство обучения и развития учебно-познавательных мотивов в отличие от традиционной экскурсии, отражает действительность виртуально, имеет возможность повторного просмотра, включает в себя интерактивные задания, что делает возможным его применение как на уроках, так и в процессе внеурочной деятельности.


Библиографическая ссылка

Россова Ю.И., Самарина Е.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ // Научное обозрение. Психологические науки. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-psychology.ru/ru/article/view?id=79 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674