Введение. Отклоняющееся поведение подростков, нарушающих социально-правовые нормы, называется делинквентным, социально-опасным. Анализ возрастной динамики позволяет сделать вывод о тенденции к омоложению возраста несовершеннолетних осужденных, более раннего вовлечения в преступную деятельность и повышения криминальной активности детей более младших возрастов. На негативный рост показателей подростковой преступности сильно влияет злоупотребление алкоголем, наркотиками, токсическими веществами, отсутствие устойчивых интересов, нереализованность, незанятость, множественные примеры негативного поведения ближайшего социального окружения и персонажей, транслируемых СМИ. Специфика социальной ситуации развития и возрастные новообразования подросткового возраста таковы, что многие несовершеннолетние из-за личностной незрелости, несформированности морально-нравственных ценностей, недейственного характера используемых по отношению к ним воспитательных средств и сдерживающих механизмов достаточно легко вовлекаются в асоциальные и антисоциальные группы (как реальные, так и виртуальные), где приобретают вредные привычки, привыкают к асоциальному образу жизни, за ними начинает закрепляться антиобщественное поведение.
Цель нашего исследования - выявление социально-психологических особенностей подростков с делинквентным поведением и учет полученных данных при организации процесса их ресоциализации.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа. Диагностический инструментарий включал в себя Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI; тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут); методику диагностики общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой); методику диагностики нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева); тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер); опросник на выявление отношения подростка к школьным знаниям; опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов позволили нам сделать ряд выводов о социально-психологических особенностях подростков, склонных к социально-отклоняющемуся поведению.
Так, по методике Л. Г. Почебут у половины подростков в выборке были выявлены высокие показатели по всем пяти шкалам проявления агрессии. Это проявляется в том, что несовершеннолетние с социально-отклоняющимся поведением вербально выражают свое агрессивное отношение к другим людям, используя при этом словесные оскорбления, брань, а также проявляют агрессию с применением физической силы. В межличностном общении у них отмечается эмоциональное отчуждение, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью и недоброжелательностью [1; 2]. Наши данные по этому показателю в целом согласуются с результатами других исследований. Так, С. В. Маришин, используя тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», выявил что 30% исследуемых им осужденных несовершеннолетних излишне агрессивны, 50% - умеренно агрессивны, и только 20% чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. При этом у 20% респондентов агрессивность носит разрушительный характер [3].
Применение многофакторного личностного опросника FPI позволило выявить, что у 40% подростков отмечается высокий уровень по шкале невротичности, где высокие оценки указывают на наличие выраженного невротического синдрома астенического типа с психосоматическими нарушениями; у 30% был выявлен повышенный уровень по шкале спонтанной агрессивности, свидетельствующий о признаках психопатизации интротенсивного типа, что является предпосылкой для импульсивного поведения. У 10% обследуемых обнаружены высокие значения по шкале депрессивности, которая указывает на развитие признаков, свойственных психопатологическому депрессивному синдрому. По шкале "раздражительность" выявлено, что 30% несовершеннолетних имеют неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к пессимистичности, аффективному реагированию. Для них характерны частые колебания настроения, повышенная возбудимость, раздражительность, недостаточная саморегуляция. 25% подростков закрытого учреждения не проявляют социальной активности, не имеют выраженной потребности в общении; предрасположены к стрессовому реагированию по пассивно-оборонительному типу на обычные жизненные ситуации. 25% опрошенных недостаточно уверены в себе, тревожны, скованы, испытывают трудности в социальных контактах.
Большую часть изучаемой нами выборки составили подростки с низким уровнем нравственности (70 %) с выраженным негативным отношением к соответствующим нравственным качествам (чувство долга, ответственность за свои поступки, забота об окружающих и др.). Наиболее важным для несовершеннолетних этой группы является желание иметь возможность командовать другими; быть богатым; владеть самым современным компьютером; иметь много слуг и ими распоряжаться; обладать тем, чего ни у кого нет и никогда не будет. На несформированность нравственных эталонов, идеалов и мировоззрения у осужденных несовершеннолетних указывают и другие ученые. Так, Ю. А. Зайцева и О. И. Колесова выявили в своем исследовании, что перечисленные социально-психологические особенности подростков с социально-отклоняющимся поведением сочетаются с отсутствием у них конкретных жизненных целей и устремлений, возрастным негативизмом и неудовлетворенностью собой [4].
У подавляющего большинства испытуемых (90% выборки) был выявлен низкий уровень самоконтроля в общении. Поведение таких подростков остается неизменным в разных ситуациях, отсутствует гибкость, вариативность поведения в отношениях с другими людьми. Лишь 5 % опрошенных легко приспосабливаются к новым ситуациям, гибко реагируют на изменение обстановки, требований, хорошо себя чувствуют в разных ролях, могут прогнозировать впечатление, которое они производят на окружающих [2]. Это частично совпадает с данными других исследований. Так, полученные А.С. Карюхиной и Т.Т. Щелиной результаты по шкале социального самоконтроля М. Снайдера указывают на то, что большая часть учащихся закрытых учреждений характеризуется средним уровнем социального самоконтроля. Ими выявлено, что достаточно высокий процент таких воспитанников без соответствующей целенаправленной работы, без создания адекватных условий может в короткий промежуток времени существенно снизиться. Высокий уровень волевого контроля отмечается только у 10% группы, половина опрошенных характеризуется низким уровнем волевого контроля [5]. Проблемы несформированности волевых черт характера проявляются у несовершеннолетних в недостаточном уровне целеустремленности, самостоятельности, организованности [4].
Система отношений. Если говорить об отношении к себе, то 60% подростков выборки присуща высокая самооценка, которая в основном неадекватно завышена. Отмечается переоценка несовершеннолетними своих возможностей. Основная опасность такой самооценки заключается в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что может привести к развитию негативных психических состояний в случае неспособности подростка удовлетворить свои амбиции в реальном мире [2]. В этом аспекты наши данные несколько расходятся с исследованием А.С. Карюхиной, Т.Т. Щелиной [5], в котором установлено, что для несовершеннолетних осужденных свойственны низкая самооценка, замкнутость, проблемы в построении взаимоотношений сдругими, конформизм, амбивалентное отношение к своим действиям и поступкам, негативизм к себе, неудовлетворенность собой, неадекватный уровень притязаний. Негативное самоотношение, по данным Т. Т. Щелиной, преобладает у 53% несовершеннолетних осужденных [5]. В то же время в работах А. А. Реана установлено, что самооценка у делинквентных подростков может быть как неадекватно завышенной, так и неадекватно заниженной. Главное, что им присуще и в том, и в другом случае, - наличие конфликта самооценки и оценки социума (так называемый интеракционный конфликт самооценки). В своих работах А. А. Реан показал, что проблемы в сфере отношения к себе являются пусковым механизмом развития делинквентности. Возможности коррекции данного пласта отношений он связывает с достижением подростком успешности в значимой сфере деятельности и изменением в социальном оценивании [6].
У 80% испытуемых преобладает низкий уровень познавательного отношения к учению. Это обусловливает высокую вероятность формализма в усвоении знаний, наличие трудностей в обучении. Подростки с таким отношением воспринимают учебу как тяжелую обязанность, не связывают получение знаний и умений с будущей самореализацией в профессиональной деятельности.
Отношение к труду. У изучаемых подростков в этой области преобладают негативные отношения, в частности, отношение незначимости, неприятия, пренебрежения, отвержения. Труд воспринимается ими как атрибут неудачников и «слабаков» [6]. Негативное отношение к работе испытывают 55% респондентов. По А. А. Реану возможности проведения психокоррекции в этой области значительные, но только на раннем этапе делинквентности. Важным является сочетание психокоррекционной и психопедагогической работы, в том числе с привлечением семьи (при сохранности в ней воспитательных функций) [6].
У делинквентных подростков преобладают негативные отношения к другим людям: отношения настороженности, конкуренции, неприятия, ожидания враждебности [6]. Результаты наблюдений за воспитанниками и бесед с персоналом закрытого учреждения позволяют говорить о том, что в соответствии с типологией поведения в конфликтной ситуации К. Томаса наиболее редкая из используемых подростками стратегий - компромисс (10%), сотрудничество и избегание нечасто встречаются (по 15%); часть испытуемых склонна к приспособлению (25%), самый распространенный вариант решения спорной ситуации - соперничество (35%).
Большинство респондентов имеют средний уровень толерантности, т.е. не всегда принимают личность другого человека и не всегда понимают другого. В изучаемой выборке подростки имеют не очень высокие показатели по уровню эмпатии по всем изучаемым каналам, это находит отражение в том, что они не всегда понимают других, не могут поставить себя на место собеседника, понять его на уровне интуиции [2].
Полученные результаты показали, что негативное отношение к семье свойственно 45% воспитанников, к детям - 45%.
Таким образом, результаты изучения и выявленные социально-психологические особенности подростков с социально-отклоняющимся поведением, соотнесенные с данными других исследователей, свидетельствуют о достаточно большом проценте деформаций во всех социально-значимых сферах отношений несовершеннолетних осужденных, что с высокой степенью вероятности позволяет прогнозировать неблагоприятные варианты их развития без целенаправленного вмешательства на уровне оказания психологической помощи и проведения психокоррекции.
Исходя из полученных данных могут быть сформулированы рекомендации по учету выявленных социально-психологических особенностей осужденных несовершеннолетних в процессе их ресоциализации. В частности, мы полагаем, что меры психологической коррекции, применяемые в ходе ресоциализации подростков, совершивших преступления, должны быть направлены, в первую очередь, на формирование социально-позитивных установок, развитие социально-нравственных качеств личности, изменение системы отношений к себе, учебу, труду, другим людям, вещам, жизненным ценностям; формирование новой системы личностных смыслов; развитие имеющихся социально востребованных способностей, профессиональных интересов и склонностей; осознание психологических особенностей своего поведения, выработку уверенного поведения в противовес манипулятивному, агрессивному, неуверенному, защитному; овладение приемами психической саморегуляции отрицательных эмоций и управления собственными состояниями; формирование коммуникативных навыков; обучение алгоритмам выхода из конфликтных ситуаций приемлемыми способами; развитие способности к пониманию, сопереживанию, толерантного отношения к другим людям, а также потребностей в самоанализе, рефлексии, самокритике, саморазвитии и пр.
Мониторинг динамики реабилитационного процесса обучающихся с социально-отклоняющимся поведением, на наш взгляд, должен быть связан с выработкой комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о значимых для ресоциализации социально-психологических особенностях воспитанников учреждения; состоянии системы учебно-воспитательной деятельности, о качественных и количественных изменений в ней; обеспечением регулярного и наглядного представления информации о системе работы с обучающимися (индивидуальной с учетом выявленных особенностей конкретных подростков и групповой на основе установленных закономерностей), ее показателях и результатах; систематизацией информации о состоянии и развитии учебно-воспитательной деятельности, сравнением показателей, которые дают представление о динамике.
К основным направлениям первичной профилактики социально-отклоняющегося поведения у подростков можно отнести следующие: выявление неблагоприятных факторов социализации детей, условий их жизнедеятельности и воспитания еще до того, как они отрицательно сказались на поведении, формировании взглядов конкретных школьников; устранение или нейтрализация источников вредных влияний на подростков, которые могут способствовать формированию личностных деформаций, антиобщественного поведения, способствовать зарождению преступной мотивации, а в дальнейшем - совершению правонарушений; оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на обучающихся группы риска; применение конкретных мер организации контроля за активностями делинквентного подростка и осуществлением индивидуальной воспитательно-профилактической работы с ним на основе учета его социально-психологических особенностей; комплексное применение различных мер воздействия - общественных, административных, гражданско-правовых, принудительно-воспитательных, социально-психологических - на несовершеннолетних с признаками социально-отклоняющегося поведения на ранних стадиях, не допуская правонарушений.
Выводы. Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов о социально-психологических особенностях подростков, склонных к делинквентному поведению. У многих несовершеннолетних с социально-отклоняющимся поведением диагностируются высокие показатели по всем шкалам проявления агрессии. Подростки выражают свое агрессивное отношение к другому человеку как вербально, так и физически. Большинству несовершеннолетних с социально-опасным поседением присуща неадекватно высокая самооценка, отмечается переоценка своих возможностей. Практически у всех испытуемых преобладает низкий уровень познавательного отношения к учению, что провоцирует появление формализма в усвоении знаний, возникновение трудностей в обучении. Подростки-делинквенты относятся к учебе как к тяжелой обязанности, считают ее не нужной в будущем, не связывают получение знаний и умений с будущей профессиональной деятельностью. У несовершеннолетних с социально-отклоняющимся поведением преобладает низкий уровень нравственности, негативное отношение к духовно-нравственным качествам, гедонистические, материальные, преступные мотивы поведения. У подавляющего большинства их них - низкий уровень самоконтроля в общении. Многие респонденты имеют средний уровень толерантности, т.е. не всегда принимают личность другого человека и не всегда понимают другого. Подростки в изучаемой выборке имеют не очень высокие показатели развития каналов эмпатии, что обусловливает слабо выраженную способность понимать другого, ставить себя на место собеседника, интуитивно понимать его.
Делинквентное поведение несовершеннолетних формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Изучение его причин и проявлений у подростков группы риска необходимо проводить посредством организации комплексной диагностики соответствующих социально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Грамотно выстроенная диагностическая работа, обобщенные результаты и выделение индивидуальных особенностей воспитанников позволяет выстраивать и осуществлять психокоррекционную и профилактическую деятельность с ними целенаправленно и осознанно, что в итоге должно позитивно повлиять на процесс ресоциализации и развития личности несовершеннолетнего.
Библиографическая ссылка
Пазухина С.В. УЧЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С СОЦИАЛЬНО-ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ // Научное обозрение. Психологические науки. – 2020. – № 1. ;URL: https://science-psychology.ru/ru/article/view?id=80 (дата обращения: 23.11.2024).