Введение. Для понимания термина «гик» в его современном значении, необходимо обратиться к рассмотрению эволюции развития данного понятия. По данным из Оксфордского словаря слово geek впервые встречается в конце ХIХ в., оно берет свою основу из немецкого языка и в переводе обозначает «сумасшедший, нелепый, дурашливый». У истоков своего происхождения слово «гик» использовалось для бродячих циркачей и эпатажных шутов, удивляющих публику поеданием живых мышей или прыжками сквозь пылающие огненные кольца. Этим броским клеймом награждали всех, кто, так ли иначе, сильно выходил за рамки общественных норм и устоев – как в своем внешнем виде, так и в поведении в целом [1, с. 77]. В более близком к современной терминологии значению два сопутствующих прозвища «гик» и «нёрд» (зануда или ботаник) обрели значимое место в сленге подростков 1950-х годов. Нёрды, или же ботаники, считались социально неуклюжими и чрезмерно интеллектуальными, в то время как гики были склонны к навязчивому интересу к маргинальным или неизвестным увлечениям, таким как настольные ролевые игры, комиксы и персональные компьютеры. Оба слова имели негативный оттенок и использовались с целью унизить собеседника, особенно если подросток являлся изгоем в коллективе сверстников – странным по мнению большинства чудаком, который имеет успехи лишь в сфере учебы и не стремится к коммуникации с другими людьми. Несмотря на это, вскоре значение «гик» утратило связь с учебной деятельностью и прочно утвердилось за любителями, подкованными в области компьютеров и технологий, а также имеющих непопулярные хобби, например, чтение и коллекционирование комиксов, настольные и компьютерные игры. Изначально специфика гиков состояла в том, чтобы соединять в себе любовь к технологиям и одновременно несколько подобных увлечений, а не углубляться во что-либо одно. Первые гик-конвенты и фестивали, вроде Comic Con и Dragon Con, только увеличивали эту особенность в среде гиков. Ввиду малочисленности гик-комьюнити на тот момент, организовывать отдельные мероприятия для различных видов хобби не представлялось выгодным с различных сторон, и в связи с этим конвенции и фестивали объединяли в себе сразу много разнообразных направлений и сфер. Тем самым пересечение интересов гиков лишь возрастало.
В последние годы продолжается рост статусности «гиков», во многом благодаря буму индустрии компьютерных игр и увеличению популярности экранизаций комиксов в киноиндустрии. Бывшие изначально не самыми популярными виды хобби приобретают всё большую узнаваемость и популярность, и в связи с этим феномен «гик» постепенно утрачивает свой оттенок отличительности и необычности. Ставший традиционным стереотип, что человек, приверженец гик-культуры, имеет низкий уровень социальных навыков, также перестает быть значимым.
Несмотря на возрастающую популярность явления гик-культуры в социуме, ей уделяется мало внимания со стороны социальных и психологических наук. Тем не менее, растущая тенденция людей участвовать в культуре с героической и магической тематикой может быть связана с важными тенденциями в нашей более широкой культуре, такими как нарциссизм, принадлежность связанные с технологиями и развлекательными медиа.
В 2013-м году словарь Коллинза определяет гика как человека, который обширно осведомлен в некой специализированной области и испытывает к ней энтузиазм [3]. Теперь понятие «гик» приобретает обилие значений и многофункциональность в семантике, также отражая обширность смыслов. Развитие термина не останавливается: в связи с выходом таких телесериалов, как «Компьютерщики» и «Теория большого взрыва» гик-культура начинает обосабливаться: возникают товары, печатные издания, интернет-ресурсы, магазины, специализированные для гиков, а понятие «гик» перестало означать набор неясных черт, а сформировалось как неформальное обращение к людям, обладающим обширными знаниями в плане различных технологий, которые касаются предметов его увлечений, иногда доходящих до фанатизма. В статье М.И. Михеева, М.В. Дигелевой и Е.Э. Луниной установлена следующая формулировка определения: «Гик – это неформальное обращение к человеку, который обладает обширной эрудицией в плане различных технологий и гаджетов, касающихся предмета его интереса, иногда граничащего с фанатизмом. Движимый искренним энтузиазмом, гик стремится приобрести коллекционные предметы, связанные с его увлечениями. Зачастую такой человек социально неприспособлен и предпочитает общаться только с теми, кто разделяет его специфичные интересы» [1].
Смысл понятия «гик» кардинально изменился за последние тридцать лет. От изначального термина, обозначающего человека, увлекающегося компьютерами к существенным переменам слова в 2000-х годах и окончательному его изменению в начале 2010-х [2, с.70]. Понятие гик окончательно теряет отрицательные коннотации – быть гиком входит в моду, также благодаря влиянию на мир финансов, медиа, массовой культуры таких «техногиков» как Билл Гейтс, Стив Джобс или Илон Маск.
В подростковом возрасте максимально увеличивается тенденция к идентификации себя с референтной группой и вхождению в субкультуру, и в гик-культуру в том числе.
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи между потребностью в поисках ощущений, тревожностью и степенью вовлеченности в гик-культуру у подростков, выявлении различий ценностных ориентаций в группах подростков, вовлеченных/не вовлеченных в гик-культуру.
Гипотезы исследования: 1) существуют взаимосвязи между потребностью в поисках ощущений, тревожностью и степенью вовлеченности в гик-культуру у подростков; 2) существуют различия между ценностными ориентациями подростков в зависимости от их вовлеченности в гик-культуру.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 380 подростков 13-14 лет, из них 203 юношей и 177 девушек, обучающиеся в 7-8 классах МБОУ г. Уфа Республики Башкортостан. Сбор опытных данных осуществлялся в режиме онлайн, методики были упакованы онлайн конструктором тестов https://onlinetestpad.com/ru. В качестве организационного метода исследования был определен метод поперечных срезов.
Исследовательский инструментарий: шкала вовлеченности в гик-культуру (Дж. Маккейн, Б. Джентайл, У.К. Кэмп-белл); шкала гик-идентичности (Дж. Маккейн, Б. Джентайл, У.К. Кэмпбелл); шкала поиска ощущений (М. Цукерман); методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
Таким образом, весь комплекс исследования затрагивает степень вовлеченности подростков в гик-культуру и самооценку идентификации себя как гика, также уровень потребности в ощущениях различного рода, тревожности. Дает возможность провести анализ содержательно-структурных характеристик вовлеченности к гик-культуру и ценностных предпочтений подростков, включенных и не включенных в гик-культуру.
Результаты исследования и их обсуждение.
Шкалы вовлеченности в гик-культуру, гик-идентичности (Дж. Маккейн, Б. Джентайл, У.К. Кэмп-белл). 39,47% респондентов являются вовлеченными в гик-культуру, эти подростки выбрали большее количество значимых для них интересов, присущих гик-культуре, а также в большей степени идентифицировали себя как гика. 60,53% подростка – не вовлечены в гик-культуру.
Шкала поиска ощущений. 76,31% опрошенных подростков имеют средний уровень потребности в поисках ощущений, что свидетельствует об умении контролировать и умеренности в удовлетворении таких потребностей. Это означает, что одной стороны эти подростки открыты новому опыту, а с другой – они сдержанны и рассудительны в необходимых моментах жизни. Соотношение испытуемых, имеющих высокий уровень потребности в поисках ощущений, составляет 10,53% от общего количества. Данный результат говорит о том, что у этих подростков присутствует влечение, возможно, бесконтрольное, к новым острым впечатлениям, что может провоцировать испытуемых на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Доля респондентов с низким уровнем потребности в поисках ощущений составила 13,16%. Данные говорят о наличии у подростков осторожности и предусмотрительности в ущерб получению новых впечатлений, а также информации, от жизни. Испытуемые с таким показателем предпочитают стабильность и упорядоченность неожиданному и неизвестному в их жизни.
Методика диагностики уровня школьной тревожности.
У большинства обследованных подростков уровень тревожности в целом соответствует низкому. Наиболее тревожными для обучающихся факторами являются:
- страх самовыражения (10,53%). Подростки эмоционально негативно переживают ситуации, связанные с необходимостью раскрытия своего потенциала, представления себя другим, демонстрации своих умений и возможностей;
- страх ситуации проверки знаний (10,53%). Учащиеся переживают чувство тревожности в ситуациях проверки знаний, при публичных выступлениях и представлений достижений и возможностей;
- проблемы и страхи в отношениях с учителями (2,63%) отражают негативный эмоциональный фон, связанный с отношениями подростка со взрослыми в школе в целом, что способствует снижению успешности в обучении подростка;
- фрустрация потребности в достижении успеха (2,63%). Препятствует развитию потребности в успехе и достижении высокого результата.
Рис. 1 Показатели тревожности у подростков
Методика определения ценностных ориентаций. Для подростков доминирующими являются такие ценности, как здоровье, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, любовь и жизненная мудрость. Наименее значимыми для подростков оказались следующие ценности: познание, свобода, общественное признание, счастье других, красота природы и искусства, а также творчество.
Обращаясь к результатам по инструментальным ценностям, стоит подчеркнуть, что для подростков ведущими ценностями были представлены воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, образованность, самоконтроль и независимость. Вытесняемыми ценностными ориентациями оказались: эффективность в делах, высокие запросы, терпимость, широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения и непримиримость к недостаткам в себе и других.
С целью верификации гипотезы, утверждающей о том, что существуют взаимосвязи между потребностью в поисках ощущений, школьной тревожностью и вовлеченностью в гик-культуру, нами был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Критическими значениями данного коэффициента корреляции являются r=0,32 при p≤0,05, r=0,41 при p≤0,01.
Исходя из результатов корреляционного анализа, мы обнаружили, что между шкалой «Переживание социального стресса» и вовлеченностью в гик-культуру существует слабая отрицательная взаимосвязь r=-0,329. Это может говорить о том, что у подростков, являющихся представителями гик-культуры присутствует тенденция к меньшей выраженности тревожности, связанной с социальной средой. У таких подростков эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты (прежде всего со сверстниками), является более благоприятным. А также мы можем говорить о том, что вовлеченность подростка в гик-культуру не зависит напрямую от его склонности к поискам ощущений, уровня тревожности.
Далее перейдем к доказательству второй гипотезы нашего исследования, которая утверждает о том, что существуют различия между ценностными ориентациями подростков в зависимости от вовлеченности в гик-культуру. Ценности усвоенные, приобретенные в ходе социализации, адаптации личности дают осмысленность жизни в целом. Ценностное сознание представляет собой основу миропонимания каждого индивида и определяет его отношение к окружающему миру [4, с. 285]. Для группы подростков, вовлеченных в гик-культуру, ведущими являются такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, развитие, наличие хороших и верных друзей, любовь и материально обеспеченная жизнь. В то время как для подростков, не вовлеченных в гик-культуру, приоритетными ценностными ориентациями представляются: здоровье, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, любовь, наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь. Тем самым, в доминирующих у подростков обеих групп терминальных ценностях существует схожесть. Независимо от вовлеченности в гик-культуру наиболее значимой для подростков является такая ценность, как здоровье. А также, для подростков обеих групп общими предпочтительными ценностями являются счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей и любовь. Наименее значимыми ценностями для подростков обеих групп являются творчество, красота природы и искусства, что свидетельствует общей тенденции вытеснения данных ценностей подростками, независимо от их вовлеченности в гик-культуру.
Далее, анализируя значимые для подростков инструментальные ценности, стоит подчеркнуть, что независимо от вовлеченности в гик-культуру преимущественной ценностной ориентацией является воспитанность. Также общими доминирующими ценностями для подростков обеих групп являются аккуратность, образованность и жизнерадостность. В дополнение, для подростков из группы гиков к преобладающим ценностным ориентациям относятся самоконтроль и исполнительность, а для подростков из группы не гиков – независимость и ответственность. Наименее значимыми ценностями для подростков обеих групп являются смелость в отстаивании своего мнения и непримиримость к недостаткам в себе и других, что свидетельствует общей тенденции вытеснения данных ценностей подростками, независимо от их вовлеченности в гик-культуру.
Для подтверждения выраженности различий в ценностных ориентациях между подростками двух групп был произведен расчет с помощью U-критерия Манна-Уитни. Критическими значениями при количестве испытуемых 150 человек в одной группе, и 230 – в другой, являются U=116 при p≤0,05, U=94 при p≤0,01.
Анализируя результаты по терминальным ценностям у подростков, нами были выявлены достоверные различия (на уровне значимости 0,01) по ценности «развитие». На основе этого можно сделать вывод о том, что для подростков, вовлеченных в гик-культуру более преимущественно развитие, чем для подростков, не вовлеченных в гик-культуру. Гики более направлены на работу над собой, постоянное самосовершенствование, в том числе в сферах их увлечений и интересов. Также были выявлены различия (на уровне значимости 0,05) для ценности «счастливая семейная жизнь». Для подростков, вовлеченных в гик-культуру, большую значимость имеет благополучие в семье, чем для подростков, не вовлеченных в гик-культуру.
Далее, проводя анализ различий инструментальных ценностей у подростков, вовлеченных и не вовлеченных в гик-культуру, были выявлены различия (на уровне значимости 0,05) для ценности «самоконтроль». Гики отдают большее предпочтение сдержанности и самодисциплине, в сравнении с остальными подростками. И противоположно, подростки, не имеющие отношение к гик-культуре, менее заинтересованы в значимости самоконтроля в их жизни, по сравнению с подростками-гиками.
Исходя из вышеизложенных результатов следует сделать вывод о том, что в доминирующих у подростков обеих групп терминальных и инструментальных ценностях существует схожесть. Независимо от вовлеченности в гик-культуру наиболее значимой для подростков является такие ценности, как здоровье и воспитанность. А также, для подростков обеих групп общими ведущими ценностями являются счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь, аккуратность, образованность и жизнерадостность.
Вывод
Итак, проведенное эмпирическое исследование позволило констатировать, что подростки, увлеченные гик-культурой составляют 39,47% выборки. Их увлечение нивелирует тревожность, связанную с социальной средой и напрямую не зависит от потребности поиска новых ощущений. Для них в большей степени значимы ценности развития, счастливой семейной жизни и самоконтроля. Гики более направлены на работу над собой, постоянное самосовершенствование, в том числе в сферах их увлечений и интересов, а также для них большую значимость имеет благополучие в семейной жизни. Также подростки, вовлеченные в гик-культуру убеждены в том, что самоконтроль является более предпочтительным в любой ситуации, в сравнении с группой подростков, не вовлеченных в гик-культуру. Гики отдают большее предпочтение сдержанности и самодисциплине, в сравнении с другими подростками. Полученные результаты подтверждаются исследованием Е.А. Андреева, который выделил особенность гик-культуры – максимальная концентрация на предмете своего интереса и владение практическими навыками работы [5, с. 24], что достигается благодаря самодисциплине и самоконтролю.
Библиографическая ссылка
Биктагирова А.Р., Шурухина Г.А., Шаяхметова Э.Ш. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ГИК-КУЛЬТУРУ // Научное обозрение. Психологические науки. – 2020. – № 1. ;URL: https://science-psychology.ru/ru/article/view?id=81 (дата обращения: 21.11.2024).